В 1610-1617 гг. Швеция вела войну против России, разоренной Смутой. Оккупировав земли северо-востока, шведы разместили в русских крепостях свои войска. Это были довольно разнообразные военные корпорации, организованные по национальному типу. Пехота включала в себя шведские, финские, наемные германские, французские, шотландские, нидерландские подразделения. Кавалеристы - роты шотландцев (включая англичан и ирландцев), французов и финнов, а также полки черкасов (украинских казаков, запорожцев и мелких дворян из Речи Посполитой).
Финские роты, насчитывали в совокупности до 1000 бойцов, сражавшихся в рейтарском строю. Вооружение их составляли пистолеты и карабины, часто вместо шпаг они имели сабли, подобно восточноевропейской кавалерии. Наемники из стран Западной Европы довольно пренебрежительно относились к финским всадникам, сравнивая их вид с конюхами. Как правило, финны не имели доспехов и носили обычную суконную одежду, похожую на крестьянскую, включая шапки с меховой выпушкой, вместо модных шляп. Однако на деле, пройдя за 10 лет войны множество испытаний, финны стали одним из самых боеспособных отрядов шведской армии.
Историк О.А. Курбатов отмечает: ""Если в 1600 г. они (т.е. финские кавалеристы) просто разбегались при виде польских гусар, то в 1609 г. под Тверью, решительной атакой разбили "три главные хоругви" поляков "тушинцев".
После захвата Новгородских земель финская кавалерия, возглавляемая ротмистром Франсом Стрюйком, стала грозой казачьих отрядов, прорывавшихся в земли русского северо-запада для грабежа. Финны, привычные действовать в лесистой местности, устраивали засады, неожиданно нападали на лагеря разбойников успешно громили их.
В 1613 году на освобождение русских городов, оккупированных Швецией, выдвинулись полки князя Семена Прозоровского, значительная часть которых состояла из казаков, присягнувших царю Михаилу Федоровичу Романову и дворянской поместной конницы. Вначале авангард сил Прозоровского достиг Усть-реки волости в 100 верстах от города Устюжна и встали лагерем. Русские не знали, что здесь в засаде их уже ожидают финские всадники Стрюйка.
Рано утром, перейдя вброд реку, финны как снег на голову обрушились на русский лагерь с яростными криками по-фински: "Кромсай на куски!" Под удар попали воины из числа ростовских помещиков. Однако это были не запорожцы или русские "воровские" казаки, движимые только жаждой наживы, а одни из лучших воинов князя Прозоровского, специально отобранные в яртаул (передовой отряд, который должен был принять на себя удар неожиданно появившегося противника). Захваченные врасплох ростовцы не побежали и не смешались, сумев организовать сопротивление. В завязавшемся бою почти все они пали. Однако часть из них продержалась до подхода основных сил.
О.А. Курбатов написал: "они (финны) уже торжествовали победу над ... детьми боярскими, как подоспели главные силы русской рати. В жестокой сече был изрублен сам Франс Стрюйк, а многие "немцы" попали в плен и были отправлены в Москву. Оставшиеся в живых бежали к Белой, но Прозоровский не стал их преследовать".
Статья основана на исследованиях известного историка военного дела Русского государства XVI-XVII вв. Олега Александровича Курбатова.