Пока пузырь русско-украинского безумия зреет и готовиться лопнуть, чтобы залить зловонным гноем Европу, самое время отвлечься и поговорить о так называемом искусстве и обстоятельствах с ним связанных.
Давно известно, что люди не склонные к производительному труду, готовы на любые ухищрения, чтобы выдать свою лень за нечто особенное, выдавая это за красивое, многозначительное и загадочное.
Хотя, если смотреть внимательно, то никаких непоняток тут не существует, а имеется лишь попытка нажиться на доверчивых людях, не отдающих себе отчёта, что вся эта мазня не более, чем нежелание поднимать что-нибудь весомее кисточки или стакана.
Последний, кстати, является наиболее популярным материальным объектом искусства, без которого никакой художник существовать не может.
Говорю это ответственно, ибо имею в роду яркий пример.
Прежде чем перейти к соцреализму, излюбленному художественному методу россиян, единственно ими понимаемому, позволю себе некоторое историческое отступление. Это поможет понять, откуда соцреализм взялся, чем подпитывался и почему не исчезнет никогда из музеев и собраний.
Надо сказать, что в 90 годы я много времени, в силу безудержного пьянства и огульного зарабатывания денег, провёл на Крымской набережной и имел возможность наблюдать, как лучшие образцы соцреализма продавались за копейки.
Сам я, хоть и понимал, что делаю ошибку, но почему-то не встроился в процесс, видимо сказалась органическая ненависть ко всему коллективно, политически, псевдо и прочим реалиям предыдущей эпохи.
Мне совершенно ясно сегодня, что доминирующим стилем российского художественного мышления являются ампиры. Я специально пишу во множественном числе, поскольку их было несколько и каждый имеет свои характерные черты.
Ампир это стиль империи со всеми вытекающими отсюда атрибутами. Декоративная сторона его изобилует образчиками оружия, всевозможных мечей, щитов, лавровых венков победителей и прочей археологической чуши из мифической греческой традиции.
Время от времени Вы столкнётесь с путаницей понятий и услышите название "классика". Не обращайте внимания, потому что ампир - классика и есть, ведь что может быть классичнее постоянной войны и любования предметами убийства?
Все эти понятия придумали историки искусства или искусствоведы: категория "ни петь, ни танцевать" пышным цветом благоухая на ниве соцреализма, получившие в народе прозвище " искусствоведы в штатском". Именно они и распоряжаются как что называть и почему.
Явное начётничество и привычка стучать на художественную публику. ведущую неправильный образ жизни и оттого имеющие мысли, плохо корреспондирующиеся с менталитетом строителя коммунизма, сделали художественных критиков словом нарицательным.
Тем не менее, именно они играли первые скрипки в плохо скординированном оркестре творческих личностей, выступая своеобразными пастухами стада, норовящему разбежаться "кто в лес, кто по дрова".
Возвращаясь к ампиру, следует отметить наиболее характерные черты этого стиля: тяготение к казарменным построениям, единообразию, выстраиванию шеренг и чётким знакам различия на форме.
Возьмём московские бульвары с их сплошной ранжированной застройкой. Именно эта симметрия и простота геометрии так привлекала чистую публику из числа прогуливавшихся господ. Портики, колоннады, фризы, аттики, тимпаны - так успокаивали глаз и внушали чувство устойчивости.
А сколько амбиций спрятано было по ампирными фасадами?
Кроме того, бульварная архитектура стала своеобразным парадом патриотических настроений, охвативших общество после победы над Наполеоном.
И хоть в то время не было принято орать на каждом углу " Можем повторить" на французском языке, имперские традиции стали фундаментом для последующих поколений архитектурных сооружений.
Не тратя времени на разные скоротечные "русские" стили, буржуазные историзмы и модерны, пролетарские конструктивизмы и другие течения, выражающие метания интеллигенции в попытках найти смысл в своём существовании, обратимся к истинно народному партийному художественному методу под ярким названием "Сталинский ампир"
Как и многое другое в этой унылой стране - искусство повторяло воззрение и привычки вождя. А какие художественные воззрения могли быть у человека всю сознательную жизнь носившего один и тот же полувоенный френч и отказавшегося даже примерить новый мундир генералиссимуса?
Правильно! Мавзолей! Зиккураты высоток, олицетворяющие пять сталинских ударов и лепоту народного единства и процветания в подземных дворцах метро!
При этом стоить отметить, что время от времени искусствоведам в штатском постоянно приходилось одёргивать заигравшихся творцов, норовивших отойти под вымышленными предлогами, от генеральной линии партии.
Перейдём к собственно соцреализму - главному творческому достижению СССР.
Заложенный ампирами фундамент и рамки подходов не давали полной победной картины и пришлось вытаскивать из прошлого передвижников с их реалистическим подходом к нравственным категориям в искусстве.
Пазл сложился, осталось придумать всеобъемлющий слоган, им стал лозунг: "Мир, труд, май!" Отличная штука, броская и вобравшая в себя абсолютно все тематики для художников и архитекторов, поэтов и композиторов.
Всё должно ясно-понятно, просто, статично, мощно, романтично, позитивно и угрожающе!
И если в архитектуре стала преобладать мелочная практичность в виде пятиэтажных композиций убожеского быта, то изобразительное искусство бурлило не по детски.
Появились различные тематические студии типа Грекова, космические выверты, но главное - народ получил в пользование замечательный инструмент познания прекрасного, близкий по своим свойствам к деревянной ложке, серпу и молоту!
Надо сказать, что тут важна была концепция, а она менялась по мере становления стиля.
В какой-то момент даже Дейнека и Пименов стали раздражать излишней подвижностью, стремительностью и настроением. Там ещё оставались некие сомнения, стремления и опасения.
Вытащили на свет божий икону и давай фиксировать картинку, освобождая мозг зрителя от излишних рефлексий.
Это было вполне осознанным элементом идеологической войны с буржуазными измами, их сюреализмом, абстракционизмом, гипер реализмом и прочими антинародными течениями.
Наверное, я не пропустил ни одной выставки в Манеже за период 1968 - 1990 г.г. Цельность структуры понятного народу творчества поражала. Конечно это стоило многим художникам страшных нравственных страданий, но куда денешься? Жрать, спать и бухать надо по возможности регулярно!
Понятно, что в среде официального искусства нет нет, да и появлялись товарищи, пытавшиеся заглянуть за каминный коврик Папы Карло, узнать, " что у неё под паранджой".
Немногим отщепенцам это удавалось: они вылезали из застоявшегося болота, чтобы узнать, что искусствоведы в штатском уже решили их судьбу и пора валить туда, где нет до них дела.
Но это уже другая история, про нонконформистов и рассказывать её хоть и интереснее, но так банально.
Так что замрём на мгновение перед тем, что скоро перестанет кого-то волновать, там полно уникальных вещей, а уж поучительности хоть отбавляй!
#искусство #соцреализм #искусствоведы #советский народ