Найти тему
Русское письмо

Соцреализм и немного об искусственниках

Психология героики - смертельный замес!
Психология героики - смертельный замес!

Пока пузырь русско-украинского безумия зреет и готовиться лопнуть, чтобы залить зловонным гноем Европу, самое время отвлечься и поговорить о так называемом искусстве и обстоятельствах с ним связанных.

Давно известно, что люди не склонные к производительному труду, готовы на любые ухищрения, чтобы выдать свою лень за нечто особенное, выдавая это за красивое, многозначительное и загадочное.

Хотя, если смотреть внимательно, то никаких непоняток тут не существует, а имеется лишь попытка нажиться на доверчивых людях, не отдающих себе отчёта, что вся эта мазня не более, чем нежелание поднимать что-нибудь весомее кисточки или стакана.

Последний, кстати, является наиболее популярным материальным объектом искусства, без которого никакой художник существовать не может.

Прекрасная философская работа
Прекрасная философская работа

Говорю это ответственно, ибо имею в роду яркий пример.

Прежде чем перейти к соцреализму, излюбленному художественному методу россиян, единственно ими понимаемому, позволю себе некоторое историческое отступление. Это поможет понять, откуда соцреализм взялся, чем подпитывался и почему не исчезнет никогда из музеев и собраний.

Надо сказать, что в 90 годы я много времени, в силу безудержного пьянства и огульного зарабатывания денег, провёл на Крымской набережной и имел возможность наблюдать, как лучшие образцы соцреализма продавались за копейки.

Сам я, хоть и понимал, что делаю ошибку, но почему-то не встроился в процесс, видимо сказалась органическая ненависть ко всему коллективно, политически, псевдо и прочим реалиям предыдущей эпохи.

Мне совершенно ясно сегодня, что доминирующим стилем российского художественного мышления являются ампиры. Я специально пишу во множественном числе, поскольку их было несколько и каждый имеет свои характерные черты.

Ампир это стиль империи со всеми вытекающими отсюда атрибутами. Декоративная сторона его изобилует образчиками оружия, всевозможных мечей, щитов, лавровых венков победителей и прочей археологической чуши из мифической греческой традиции.

Время от времени Вы столкнётесь с путаницей понятий и услышите название "классика". Не обращайте внимания, потому что ампир - классика и есть, ведь что может быть классичнее постоянной войны и любования предметами убийства?

Образец ампира в соцреалистической манере
Образец ампира в соцреалистической манере

Все эти понятия придумали историки искусства или искусствоведы: категория "ни петь, ни танцевать" пышным цветом благоухая на ниве соцреализма, получившие в народе прозвище " искусствоведы в штатском". Именно они и распоряжаются как что называть и почему.

Явное начётничество и привычка стучать на художественную публику. ведущую неправильный образ жизни и оттого имеющие мысли, плохо корреспондирующиеся с менталитетом строителя коммунизма, сделали художественных критиков словом нарицательным.

Тем не менее, именно они играли первые скрипки в плохо скординированном оркестре творческих личностей, выступая своеобразными пастухами стада, норовящему разбежаться "кто в лес, кто по дрова".

Возвращаясь к ампиру, следует отметить наиболее характерные черты этого стиля: тяготение к казарменным построениям, единообразию, выстраиванию шеренг и чётким знакам различия на форме.

Возьмём московские бульвары с их сплошной ранжированной застройкой. Именно эта симметрия и простота геометрии так привлекала чистую публику из числа прогуливавшихся господ. Портики, колоннады, фризы, аттики, тимпаны - так успокаивали глаз и внушали чувство устойчивости.

А сколько амбиций спрятано было по ампирными фасадами?

Кроме того, бульварная архитектура стала своеобразным парадом патриотических настроений, охвативших общество после победы над Наполеоном.

И хоть в то время не было принято орать на каждом углу " Можем повторить" на французском языке, имперские традиции стали фундаментом для последующих поколений архитектурных сооружений.

Не тратя времени на разные скоротечные "русские" стили, буржуазные историзмы и модерны, пролетарские конструктивизмы и другие течения, выражающие метания интеллигенции в попытках найти смысл в своём существовании, обратимся к истинно народному партийному художественному методу под ярким названием "Сталинский ампир"

Как и многое другое в этой унылой стране - искусство повторяло воззрение и привычки вождя. А какие художественные воззрения могли быть у человека всю сознательную жизнь носившего один и тот же полувоенный френч и отказавшегося даже примерить новый мундир генералиссимуса?

Правильно! Мавзолей! Зиккураты высоток, олицетворяющие пять сталинских ударов и лепоту народного единства и процветания в подземных дворцах метро!

При этом стоить отметить, что время от времени искусствоведам в штатском постоянно приходилось одёргивать заигравшихся творцов, норовивших отойти под вымышленными предлогами, от генеральной линии партии.

Перейдём к собственно соцреализму - главному творческому достижению СССР.

Заложенный ампирами фундамент и рамки подходов не давали полной победной картины и пришлось вытаскивать из прошлого передвижников с их реалистическим подходом к нравственным категориям в искусстве.

Пазл сложился, осталось придумать всеобъемлющий слоган, им стал лозунг: "Мир, труд, май!" Отличная штука, броская и вобравшая в себя абсолютно все тематики для художников и архитекторов, поэтов и композиторов.

Всё должно ясно-понятно, просто, статично, мощно, романтично, позитивно и угрожающе!

И если в архитектуре стала преобладать мелочная практичность в виде пятиэтажных композиций убожеского быта, то изобразительное искусство бурлило не по детски.

Появились различные тематические студии типа Грекова, космические выверты, но главное - народ получил в пользование замечательный инструмент познания прекрасного, близкий по своим свойствам к деревянной ложке, серпу и молоту!

Подвиг вождя в теме созидания
Подвиг вождя в теме созидания
Прекрасный образец развитого социализма. Остановись мгновение. Гёте рыдает, Рублёв торжествует!
Прекрасный образец развитого социализма. Остановись мгновение. Гёте рыдает, Рублёв торжествует!

Надо сказать, что тут важна была концепция, а она менялась по мере становления стиля.

В какой-то момент даже Дейнека и Пименов стали раздражать излишней подвижностью, стремительностью и настроением. Там ещё оставались некие сомнения, стремления и опасения.

Вытащили на свет божий икону и давай фиксировать картинку, освобождая мозг зрителя от излишних рефлексий.

Это было вполне осознанным элементом идеологической войны с буржуазными измами, их сюреализмом, абстракционизмом, гипер реализмом и прочими антинародными течениями.

Наверное, я не пропустил ни одной выставки в Манеже за период 1968 - 1990 г.г. Цельность структуры понятного народу творчества поражала. Конечно это стоило многим художникам страшных нравственных страданий, но куда денешься? Жрать, спать и бухать надо по возможности регулярно!

Понятно, что в среде официального искусства нет нет, да и появлялись товарищи, пытавшиеся заглянуть за каминный коврик Папы Карло, узнать, " что у неё под паранджой".

Глазунову удалось пробить ледяной покров и остаться целым и невредимым. Чего это ему стоило?
Глазунову удалось пробить ледяной покров и остаться целым и невредимым. Чего это ему стоило?
Среди застывших "стояльщиков" Жилинский, наверное, самый сильный, но хитрый - точно!
Среди застывших "стояльщиков" Жилинский, наверное, самый сильный, но хитрый - точно!

Немногим отщепенцам это удавалось: они вылезали из застоявшегося болота, чтобы узнать, что искусствоведы в штатском уже решили их судьбу и пора валить туда, где нет до них дела.

Но это уже другая история, про нонконформистов и рассказывать её хоть и интереснее, но так банально.

Так что замрём на мгновение перед тем, что скоро перестанет кого-то волновать, там полно уникальных вещей, а уж поучительности хоть отбавляй!

#искусство #соцреализм #искусствоведы #советский народ