Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Внебрачный сын однолюба" и другие семейные тайны Карла Маркса и его жены Женни

Бра­ч­ный ком­му­ни­сти­че­с­кий со­юз Кар­ла Мар­к­са и его су­п­ру­ги Жен­ни Ве­ст­фа­лен при­ня­то счи­тать иде­аль­ным. О них пи­са­ли как о ред­кой па­ре од­но­лю­бов. Три­д­цать во­семь лет се­мей­ной жиз­ни, ше­с­те­ро де­тей; ни­ще­та, го­лод, тюрь­мы – и ни од­ной раз­мол­в­ки. Так все и бы­ло, но не столь без­об­ла­ч­но. Из­ве­ст­ная де­таль: за Мар­к­сом за­кре­пи­лась под­поль­ная кли­ч­ка «Мавр», к Жен­ни об­ра­ща­лись «Мэ­мэ», од­на­ко она впол­не мог­ла звать­ся Де­з­де­мо­ной, ко­то­рой бы­ло за что при­ду­шить сво­его Мав­ра.

В сем­на­д­цать лет Карл, внук рав­ви­на, за­я­вил ро­ди­те­лям, что на­ме­рен же­нить­ся на сво­ей под­ру­ге Жен­ни. Маркс-стар­ший, ус­пев­ший к это­му вре­ме­ни при­нять про­те­с­тант­скую ве­ру, что­бы сде­лать карь­е­ру ад­во­ка­та, хо­ро­шо знал жизнь и еще луч­ше – сво­его сы­на. Не мо­жет быть хо­ро­шим му­жем мо­ло­дой че­ло­век, ко­то­рый за­ста­в­ля­ет сво­их се­с­тер есть «тор­ти­ки» из гря­зи. Как ни смеш­на па­рал­лель, но впо­с­лед­ст­вии де­ти Мар­к­са дей­ст­ви­тель­но по­сто­ян­но го­ло­да­ли. Кро­ме то­го, па­па трез­во оце­ни­вал шан­сы сы­на на же­нить­бу: ему нра­ви­лась Жен­ни, но де­вуш­ка бы­ла на че­ты­ре го­да стар­ше и са­мое глав­ное – при­на­д­ле­жа­ла к ари­сто­кра­ти­че­с­кой се­мье, а это ме­заль­янс. От­цу Жен­ни то­же нра­вил­ся энер­ги­ч­ный и смыш­ле­ный юно­ша Карл, но как друг до­че­ри, а не зять. Для са­мой кра­си­вой де­вуш­ки Три­ра уже по­ды­с­ки­ва­ли под­хо­дя­ще­го же­ни­ха.

Ве­ли­ко­воз­ра­ст­ные де­ти ре­ши­ли по-сво­ему. Ко­г­да Кар­лу ис­по­л­ни­лось во­сем­на­д­цать, мо­ло­дые лю­ди тай­но об­ру­чи­лись. Это слу­чи­лось на­ка­ну­не отъ­е­з­да Кар­ла на уче­бу (отец на­ста­и­вал на хо­ро­шем об­ра­зо­ва­нии). Мо­ло­дые не по­до­з­ре­ва­ли, что «мно­гие зна­ния» бу­дут сто­ить им се­ми лет раз­лу­ки, при этом «мно­гие пе­ча­ли» до­с­та­нут­ся де­вуш­ке, а раз­до­лье сту­ден­че­с­кой жиз­ни - Кар­лу. Ведь он не был бед­ным сту­ден­том и жил на па­пи­ны день­ги при­пе­ва­ю­чи. Зна­ния да­ва­лись ему лег­ко, ос­таль­ное вре­мя про­хо­ди­ло в ве­се­лых ком­па­ни­ях с по­пой­ка­ми и ху­ли­ган­с­т­вом. До­с­та­то­ч­но ска­зать, что пла­ны Кар­ла по­лу­чить ме­с­то пре­по­да­ва­те­ля в уни­вер­си­те­те не осу­ще­ст­ви­лись, по­то­му что он с при­яте­лем «ка­тал­ся по го­ро­ду на ос­ле в не­трез­вом ви­де». За­то он стал пер­во­класс­ным жур­на­ли­стом, и эта про­фес­сия мог­ла бы сде­лать его обес­пе­чен­ным бур­жуа. Ес­ли бы не «осел» по име­ни Карл.

Что до­с­та­лось Жен­ни? Про­вин­ци­аль­ный го­ро­док, вид­ная се­мья, пол­ный дом по­тен­ци­аль­ных же­ни­хов – офи­це­ров, бан­ки­ров, при­чи­та­ния род­ст­вен­ни­ков: «Ос­та­нешь­ся ста­рой де­вой!» Де­вуш­ка все­ми прав­да­ми и не­прав­да­ми уво­ра­чи­ва­лась от ка­ва­ле­ров и ра­до­ва­лась ка­ж­дой ми­нут­ке, ко­г­да мог­ла пе­ре­чи­тать пись­ма со сти­ха­ми и со­не­та­ми от Кар­ла. Ино­гда же­них при­ез­жал на ка­ни­ку­лы до­мой. Луч­ше бы не при­ез­жал: лю­бить его на рас­сто­я­нии бы­ло про­ще. Од­на­ж­ды он при­вез с со­бой в Трир из­ве­ст­ную по­э­тес­су, ко­то­рая го­ди­лась Мар­к­су в ма­те­ри. Ему нра­ви­лись ум­ные жен­щи­ны, пусть и не кра­са­ви­цы. Жен­ни стра­да­ла мол­ча. Уте­ша­лась фан­та­зи­я­ми о том, как ее воз­люб­лен­но­го ра­нят в бо­ях, он бу­дет ле­жать, ис­те­кая кро­вью, и по­зо­вет свою Жен­ни, что­бы про­ди­к­то­вать ей «ум­ные мы­с­ли». Ре­во­лю­ци­он­ная ро­ман­ти­ка ме­ша­ла обо­им взро­с­леть.

В 1843 го­ду Маркс по­лу­чил хо­ро­шую дол­ж­ность ре­да­к­то­ра га­зе­ты с еже­год­ным жа­ло­ва­ни­ем в 500 тал­ле­ров («пер­вую дол­ж­ность и по­с­лед­ний ок­лад», как яз­вят био­гра­фы), по­чув­ст­во­вал се­бя не толь­ко ум­ным, но и до­с­та­то­ч­но бо­га­тым, что­бы со­дер­жать се­мью. К это­му вре­ме­ни умер­ли от­цы Кар­ла и Жен­ни, ни­кто не мог по­ме­шать свадь­бе. 25-лет­ний Маркс сде­лал пред­ло­же­ние 29-лет­ней не­ве­с­те. Ка­за­лось, че­рез семь лет Маркс на­гу­лял­ся (от­да­дим ему дол­ж­ное – он так­же учил­ся в Бонн­ском, Бер­лин­ском и Йен­ском уни­вер­си­те­тах) и оце­нил са­мо­от­вер­жен­ность воз­люб­лен­ной:

«Она вы­дер­жа­ла са­мые тя­же­лые, да­же, мо­ж­но ска­зать, опа­с­ные для здо­ро­вья бои ра­ди ме­ня», - на­пи­шет он поз­же.

Ни он, ни Жен­ни еще не зна­ли, что тру­д­но­сти толь­ко на­чи­на­ют­ся.

Че­рез ме­сяц по­с­ле свадь­бы оп­по­зи­ци­он­ную га­зе­ту за­кры­ли. Маркс не смог най­ти ра­бо­ту в Гер­ма­нии, и для мо­ло­дых су­п­ру­гов на­ча­лась по­жиз­нен­ная че­ре­да бе­ре­мен­но­стей в эми­г­ра­ции. Жен­ни ро­жа­ла, как кош­ка (при­мер­но раз в пол­то­ра го­да). Де­ти по­я­в­ля­лись на свет, бо­ле­ли, уми­ра­ли, ро­ж­да­лись но­вые. Ино­гда се­мья пи­та­лась од­ной кар­тош­кой. Па­пе вре­ме­на­ми не в чем бы­ло вый­ти из до­ма (про­дал верх­нюю оде­ж­ду). Он го­тов был от­дать стар­ших де­тей ба­буш­ке, а сам с же­ной и млад­ши­ми деть­ми «сдать­ся» в при­ют. Од­на­ж­ды по­шел на ры­нок про­да­вать се­мей­ное се­ре­б­ро же­ны и был за­дер­жан по­ли­ци­ей как бомж.

Его са­жа­ли в тюрь­му за спо­ры с судь­ей, вы­сы­ла­ли из стра­ны за по­ли­ти­че­с­кие ма­ни­фе­сты, се­мью пре­сле­до­ва­ли за дол­ги (Жен­ни та­лант­ли­во бра­ла ссу­ды и одал­жи­ва­ла день­ги, хо­тя от­да­вать бы­ло не­чем). В вос­по­ми­на­ни­ях су­п­ру­ги Мар­к­са опи­са­ние по­ли­ти­че­с­ких со­бы­тий со­сед­ст­ву­ет с упо­ми­на­ни­ем ко­ри у де­тей. Но са­мое по­тря­са­ю­щее – это то, что оба – Жен­ни и Карл – бы­ли бо­га­ты­ми на­след­ни­ка­ми! На их день­ги мо­ж­но бы­ло за­му­тить не од­ну ре­во­лю­цию. Есть ис­сле­до­ва­ния, до­ка­зы­ва­ю­щие, что Маркс жил на ши­ро­кую но­гу (кро­ме на­след­ст­ва, ему на­зна­чил пен­сию Эн­гельс, так­же жер­т­во­ва­ли боль­шие сум­мы со­рат­ни­ки по борь­бе), но он тран­жи­рил день­ги с лег­ко­стью че­ло­ве­ка, ко­то­рый ни­ко­г­да тол­ком не ра­бо­тал, и по­э­то­му се­мья жи­ла в ни­ще­те.

Зная о бед­ст­вен­ном по­ло­же­нии Мар­к­сов, мать Жен­ни при­сла­ла к ним эко­ном­ку – Еле­ну Де­мут. Жен­щи­ны под­ру­жи­лись, Карл на­шел в Лен­хен от­ли­ч­но­го парт­не­ра по иг­ре в шах­ма­ты. Как вы­яс­ни­лось, не толь­ко. К мо­мен­ту, ко­г­да умер чет­вер­тый ре­бе­нок в се­мье Мар­к­сов, Жен­ни опять бы­ла бе­ре­мен­на. Вско­ре Лен­хен со­об­щи­ла, что то­же ждет ре­бен­ка, про от­ца умол­ча­ла.

Источник фото: yandex.com
Источник фото: yandex.com

Об­ста­нов­ка в се­мье ста­ла нер­в­ной. Жен­ни ро­ди­ла дочь Фран­ци­ску в мар­те 1851 го­да, Лен­хен раз­ро­ди­лась сы­ном Фре­де­ри­ком в ию­не. Маль­чи­ка усы­но­вил Эн­гельс. Зна­ла ли Жен­ни, кто на­сто­я­щий отец ре­бен­ка? Ско­рее все­го, да. Она пи­са­ла в сво­ей ав­то­био­гра­фии:

«В на­ча­ле ле­та 1851 го­да слу­чи­лось еще од­но со­бы­тие, ко­то­ро­го я бы с удо­воль­ст­ви­ем не ка­са­лась. Но оно в зна­чи­тель­ной ме­ре спо­соб­ст­во­ва­ло уве­ли­че­нию на­ших вну­т­рен­них и внеш­них тру­д­но­стей».

Од­на­ко Жен­ни ни сло­вом не об­мол­ви­лась о сво­ей до­гад­ке, не уво­ли­ла Лен­хен, не ди­с­тан­ци­ро­ва­лась от под­ру­ги, ко­то­рая пе­ре­спа­ла с ее му­жем. Внеш­не ни­че­го не из­ме­ни­лось, да и Маркс не ин­те­ре­со­вал­ся сы­ном, а оче­ред­ной ви­ток фи­нан­со­вых тру­д­но­стей еще силь­нее спло­тил се­мью.

По­че­му смол­ча­ла Жен­ни? Вряд ли она бо­я­лась ос­тать­ся од­на с деть­ми. Су­п­ру­ги Мар­к­сы бы­ли, мяг­ко го­во­ря, не луч­ши­ми ро­ди­те­ля­ми, но эти лю­ди дей­ст­ви­тель­но лю­би­ли друг дру­га. Да­же в вос­по­ми­на­ни­ях вы­жив­ших де­тей Жен­ни и Карл пред­ста­ют иде­аль­ной па­рой. В по­с­лед­ние го­ды жиз­ни Маркс по­свя­щал же­не та­кие же пла­мен­ные стро­ки, как и в юно­сти. Ко­г­да Жен­ни за­бо­ле­ла ос­пой и ее ли­цо бы­ло обе­з­о­бра­же­но, Карл ото­слал де­тей к ба­буш­ке, а сам уха­жи­вал за же­ной луч­ше си­дел­ки, иг­но­ри­руя соб­ст­вен­ное не­здо­ро­вье (его му­чи­ли гной­ные на­ры­вы). В 1881 го­ду Жен­ни умер­ла от ра­ка пе­че­ни.

Эн­гельс так оха­ра­к­те­ри­зо­вал со­сто­я­ние дру­га по­с­ле по­те­ри: «Умер­ла мать» (впро­чем, на по­хо­ро­ны от­ца и ма­те­ри Маркс не при­е­хал). Че­рез че­ты­ре ме­ся­ца по­с­ле смер­ти же­ны Мавр со­вер­шил са­краль­ный акт – сбрил бо­ро­ду (ко­г­да-то они с Эн­гель­сом ре­ши­ли, что с бо­ро­да­ми боль­ше по­хо­жи на про­ро­ков). Вслед за Жен­ни умер­ла стар­шая дочь. А вско­ре ус­нул и не про­снул­ся в сво­ем кре­с­ле Карл Маркс. Его по­хо­ро­ни­ли в од­ной мо­ги­ле с же­ной на Хай­гейт­ском клад­би­ще в Лон­до­не. И по­с­лед­ний штрих: ко­г­да умер­ла Еле­на Де­мут, ее по­хо­ро­ни­ли в той же мо­ги­ле.

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Лариса Щебренко (с) "Лилит" * Источник фото: belan-olga.livejournal.com