Наверно, многие знают про так называемый «вульфертовский портрет Лермонтова». Вот он
Если вкратце, его «история» такова: в 1914 г. этот портрет был представлен коллекционером Владимиром Вульфертом как изображение Лермонтова. Затем в революционное и послереволюционное время портрет «потерялся» и вновь был явлен публике в 1939 г., после чего в течение достаточно длительного времени лермонтоведы пытались обосновать, что на нем изображен именно Михаил Юрьевич. В том числе с помощью криминалистов, применявших для атрибуции «новейшие графические методы». Все это происходило, несмотря на противодействие людей, разбирающихся в историко-бытовых реалиях, которые доказывали, что Лермонтов не мог носить изображенный на портретируемом мундир. Точку в дискуссии недавно поставил блестящий эксперт в области предметно-бытовой атрибуции Александр Кибовский, аргументированно атрибутировавший портрет как изображение офицера Кавалергардского полка. В котором Лермонтов не служил, и мундира которого носить не мог. Ну, то есть как точку… если судить по интернету, вялое сопротивление сторонников лермонтовской версии продолжается. Всю эту историю желающие могут найти в интернете.
Между тем есть еще одно изображение, достаточно активно тиражируемое в качестве портрета Лермонтова. Вот, например, обложка одного из сборников произведений поэта
Вот обложка англоязычного перевода «Героя нашего времени»
В обоих эти случаях можно было бы сказать, что используя данный портрет на обложке, художники-оформители могли давать изображение не автора произведений, находящихся под обложкой, а некоего «абстрактного гусара», например, лирического героя стихотворений. Но вот обложка исследования, посвященного жизни и творчеству поэта. Здесь явно не может иметься в виду персонаж какого-либо произведения Лермонтова, а лишь он сам
Между тем это не вне всяких сомнений не Лермонтов
Посмотрим использованный на приведенных обложках портрет
Перед нами обер-офицер (то есть офицер в чине от корнета до ротмистра) в мундире гусарского полка после 1833 г. – зеленые доломан и ментик, белый приборный металл (цвет пуговиц и шнуров), желтый кивер (рядом, на траве) с выбитой на киверном гербе цифрой «14». Краски, которыми написаны шнуры на доломане и ментике, от времени пожелтели, поэтому можно было бы приборный металл принять и за желтый, а не белый. Но номер полка на киверном гербе не оставляет сомнений – перед нами обер-офицер 14-го Его Величества Короля Вюртембергского (Митавского) гусарского полка.
Лермонтов же в течение жизни, насколько мне известно, служил лишь в следующих полках:
- Лейб-гвардии гусарском
- Лейб-гвардии Гродненском гусарском
- Нижегородском драгунском
-Тенгинском пехотном
Вряд ли нужно объяснять, что офицер не мог позировать художнику в "чужом" мундире, не присвоенном части или службе, в которой он служит.
Итого – на рассматриваемом портрете изображен НЕ Лермонтов
Все приведенные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены