Найти тему

Кристин Хармель "Книга утраченных имен"

248 прочитали
 Почему мы берем в руки ту или иную книгу? Иногда нас привлекает обложка.

Почему мы берем в руки ту или иную книгу? Иногда нас привлекает обложка. Или - как произошло с последним романом Кристин Хармель "Книга утраченных имен" - после того, как прочитаем необычное посвящение:


"Всем продавцам книжных магазинов и библиотекарям, которые прилагают столько усилий, чтобы книги — а они ведь способны изменить жизнь — оказались в руках тех, кому они больше всего нужны".
Первые главы "зацепили" своей героиней, ее преданностью книгам.
"В моей комнате много книг, большинство громоздились тяжелыми кипами на прогнувшихся под их весом полках книжного шкафа. В этих книгах истории других людей, и я провела всю свою жизнь, растворяясь в них. Иногда ночами, когда темно и тихо и я совсем одна, я спрашивала себя, удалось бы мне выжить, если бы эти страницы не помогали мне убегать от реальности?"


Война. Книги. Любовь. Истина. Всё это тесно переплетено в романе. Главная героиня - до войны студентка факультета английской литературы. Во время войны она подделывает документы для спасения еврейских детей. После войны  - библиотекарь.


"Именно таких детей, которые считают книги волшебством, ждёт самая интересная жизнь".


Истории Хармель читаются легко, только вот слишком они "сказочные", "розовые" для повествования о  второй мировой войне. Хотя идея этого романа великолепна.


Спасаясь от преследования, будучи еврейкой, главная героиня вместе с матерью бежит из Парижа в надежде оказаться в Швейцарии. Однако остановка в Ориньоне, небольшом городке в горах, меняет ее жизнь. Обладая талантом художника, Ева начинает подделывать документы еврейским детям, чтобы они могли беспрепятственно пересекать страну и затем нелегально переходить границу.


Под гнётом своего горя мать, которая должна была стать опорой, превращается в "ребёнка", не всегда адекватного, не всегда справедливого, зато весьма эгоистичного. Мать обвиняет дочь в депортации отца, в том, что она занимается спасением людей, в том, что Ева предпочла заниматься чужими детьми, а не собственной матерью.


"Они стирают нас из жизни, а мы им в этом помогаем. Он же сам открыл им двери. Отец сдался без боя. И посмотри на нас: мы даже не носим его фамилию. Мы расстались меньше недели назад, а, выходит, уже отреклись от него.
Что будет, когда они придут и за нами? Кто от нас вспомнит? Кому будет до нас дело?
Неужели её мать права, и они исчезнут, как пыль, уносимая ветром с земли?"


За злыми, несправедливыми словами матери скрывается идея, которая и реализуется в романе. Как сохранить ПАМЯТЬ? Как сохранить довоенную жизнь детей, их подлинные фамилии, если сами они для этого малы?
Реми, напарник и возлюбленный героини, предлагает, используя последовательность Фибоначи, старинную религиозную книгу превратить в Книгу утраченных имен.


"Конечно, этот способ не назовешь абсолютно надежным. Но кому придет в голову искать в старой католической религиозной книге имена пропавших еврейских детей? И кто додумается расшифровывать звездочки и точки подобным образом? И это довольно просто. Каждое имя будет начинаться на новой странице, и нам нужно будет добавлять это число к каждому из чисел серии".


Кристин Хармель попыталась показать ужас холокоста, только вот основное - судьбы маленьких евреев - нарисованы схематично: здесь явно не хватило драматизма.


Содержание евреев в концлагере - тоже всего лишь несколько штрихов.


"Здесь людей содержали в их собственных нечистотах, что было настоящим варварством. (...) Ева не представляла себе, как она сможет притворяться и как ни в чем не бывало общаться с французской полицией, но с другой стороны, как охране лагеря удавалось сохранять такое спокойствие! Ни у кого на лицах не было ни отвращения, ни следа тревоги из-за творившейся здесь жестокости. Неужели они были настолько злобными или же им удалось найти в себе какой-то потайной рычаг, который позволял отключать в себе на время всё человеческое? А вечером, возвращаясь домой к своим детям, они просто опять включали нормальные человеческие чувства и снова становились людьми?"


Не понравился крен в любовную историю - слишком романтично, слишком "чудесно". Когда читаю романы о второй мировой (не о нашей Великой Отечественной), немного напрягает какая-то "пряничность" отношений.


"Каждый родитель уверен, будто он знает, что для его ребенка лучше всего. Но мы все смотрим на вещи через призму собственного опыта, и в этом наша ошибка". 


Роман затрагивает много разных проблем (вопрос предательства и геройства, самоотверженности и эгоизма, проблему отцов и детей), однако все они словно фон для любовной истории.


В "Книге утраченных имен" показана первая влюблённость, вернее, любовь с первого взгляда. Если такое чувство возможно вообще, то именно в это время, когда живёшь на острие, на грани, когда каждая минута может быть последней.


"- Дружба не должна начинаться со лжи.
- Но Вы весь день притворялись моим мужем!
- В таком случае, я думаю, Вам когда-нибудь придётся выйти за меня замуж.
Она рассмеялась и тут же опустила голову, чтобы он не увидел, как  зарделись ее щеки.
- Это предложение?
- Нет. Но Вы поймете, когда я на самом деле сделаю Вам предложение, - он смерил её долгим взглядом и усмехнулся. - Между прочим, я Реми Дюшан. Это чтобы Вы знали, какую фамилию будете носить после того, как мы поженимся".

Пожалуй, больше всего понравилось, что параллельное повествование номинальное: героиня в 2005 году вспоминает молодость, войну, любовь, потери и, чтобы наконец  отдать последнюю дань, принимает решение отправиться в Германию, где обнаружили потерянную после провала ячейки Сопротивления книга утраченных имен.

Меньше всего понравился финал. Такая концовка подходит самому обычному любовному роману - никак не повествованию о судьбах людей, переживших трагедию второй мировой.


"Надежда, как коварный вор, крала у нее настоящее ради веры в будущее, которое могло никогда уже не наступить".

Совершенно замечательная идея, не менее хорошее название, а по сути - средний любовный роман.
Даже немного обидно.

"Оставшиеся книги выглядели такими одинокими на полках без своих братьев и сестер, вместе с которыми провели столько лет, что Еве стало ужасно их жалко, хотя она и понимала, что это ее чувство полностью лишено логики. Она поглаживала книги, разговаривала с ними, прощалась как со старыми друзьями, которые навсегда останутся там, куда она больше не вернется".

И я люблю такие сюжеты и счастливые концовки, но не в случае