Вы замечали, что младенцы до года при виде зеркала всегда пытаются его облизать или поцеловать? Мне казалось, что это проявление особенности текущего этапа развития, ведь примерно до года дети познают мир через рот. Да, это фрейдистские представления, но их во многом до сих пор поддерживают теоретики педагогики. И недавно я узнал о паре относительно свежих теорий, строящихся на Зигмундовых высказываниях, которые дают забавный взгляд на феномен облизывания зеркала младенцами.
Первая — генетического сексуального влечения. Она выдвигает предположение о том, что разлученные в раннем детстве родственники первой и второй степени оказываются чрезвычайно сексуально привлекательны друг для друга, встретившись в сознательном возрасте. Ввиду табуированности темы инцеста эта теория совершенно не изучена, но как мне кажется косвенно может подтверждаться тем, что наши половины похожи на наших родственников. Часто осознание этого может прийти со временем, то есть во время знакомства это сходство остаётся вне поля зрения. Правда, такое косвенное подтверждение разбивается о всякие банальности вроде счастливых межрасовых браков, но как ни крути эта теория выглядит интересно.
Вторая называется «эффект Вестермарка», и, в отличии от первой, она имеет эмпирическое подтверждение — этот эффект можно наблюдать в ряде традиционных культур. Это теория о том, что люди, живущие вместе в течении первых лет своей жизни, становятся сексуально непривлекательными друг для друга. Вспомните, например, своих соседей по горшку в детском саду, и подумайте, так уж ли сильно они заводят вас в настоящее время.
Так вот, возвращаясь к младенцам. Если представить, что обе теории одинаково верны, и учесть, что до полутора лет ребенок не отождествляет себя с отражением, то можно предположить, что стремление облизать свою копию в зеркале продиктовано тем, что ничего красивее и привлекательнее в своей жизни малыш еще не видел.