Имя это летчика долгие годы оставалось в тени, а его подвиги – неизвестными. Немало сделал для восстановления справедливости и возвращения его имени из небытия историк авиации Михаил Тимин.
Первые дни войны обернулись для ВВС Красной Армии страшной трагедией. В неразберихе и суматохе первых недель войны подвиг советских летчиков-бомбардировщиков остался незамеченным и неоцененным по достоинству.
Имеется в виду воздушный налет на аэродром Парубанек (ныне - Киртимай) под Вильнюсом, совершенный 29 июня 1941 года 3 советскими бомбардировщиками ДБ-3Ф из состава 100-го дальнебомбардировочного авиаполка. Вел их в бой Павел Дмитриевич Субботин.
Павел Субботин родился 28 августа 1918 года в деревне Орехово, Родниковского района Ивановской области. В Красной Армии – с сентября 1938 года.
Великую Отечественную войну встретил пилотом 100-го дальнебомбардировочного авиаполка Орловского военного округа, дислоцированного на аэродроме гор. Курска.
Война началась для него с первых дней. В ночь с 23 на 24 июня 1941 года Субботин в составе группы из шести бомбардировщиков бомбил объекты в Люблине.
На свой аэродром вернулся только его экипаж. Остальные в непростой обстановке потеряли ориентировку и приземлились в других местах.
26 июня – следующий вылет на бомбежку немецких танковых колонн.
29 июня выдался непогожий день. Погода была настолько ненастной, что два бомбардировщика разбились уже на взлёте. А большая часть вылетевших на боевые задания ДБ-3ф (Ил-4) была вынуждена вернуться на свои аэродромы. Лишь звено, которое вел Субботин, совершило успешный налет на аэродром Парубанек у Вильнюса. На этом аэродроме базировались штаб и три группы самолетов из состава двух немецких истребительных эскадр JG 27 и JG 53, обеспечивавших противовоздушную оборону наступающей немецкой группировки.
По этой причине с 25 июня советская бомбардировочная авиация предпринимала безуспешные попытки разбомбить этот аэродром. До Субботина это никому не удавалось сделать. Несколько советских бомбардировщиков было сбито.
Согласно немецким документам, сброшенными на аэродром авиазвеном Субботина бомбами были полностью уничтожены два «Мессершмитта» Bf 109E, два «Мессершмитта» Bf 110E, а шесть истребителя получили серьёзные повреждения.
Этот авианалет оказался самой результативной бомбежкой вражеских аэродромов в начальный период войны.
Далее процитирую историка Михаила Тимина: «Как успешный удар был отражён в советских документах? Практически никак. Вот как рутинно описал действия своих подчинённых командир 100-го ДБАП Герой Советского Союза подполковник И.Ф. Балашов, представляя ведущего тройки ДБ-3 лейтенанта Н.Д. Субботина к ордену Красного Знамени: «29 июня в составе звена атаковал аэродром Вильно. Сброшено 30 ФАБ-100, над целью были атакованы четырьмя Ме-109. Все самолёты вернулись на свой аэродром».
Но и это представление не было реализовано!
Не был удостоен наград и штурман экипажа - лейтенант Павел Григорьевич Скрипченко. Судя по всему, - это был отлично подготовленный штурман. Он погиб 19 августа 1941 года.
А Павел Субботин прошел всю войну. Победу встретил в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 7-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии 18-й Воздушной Армии.
На счету майора Павла Субботина 207 боевых вылетов, из них ночных – 175. Его сбивали за линией фронта, трижды он был ранен. Награжден Орденом Ленина (1942) года, а также орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени и медалями.