Есть ли необходимость поступать в такую школу в первый класс и как правильно выбрать необходимое заведение. Ответим на эти и другие вопросы в нашей статье.
Профориентация для ребенка очень важна. Но стоит ли отдавать чадо в школу со специальным уклоном с первого класса, или же имеет смысл рассматривать ее в качестве среднего образования. Об этом рассказывает директор российского офиса международной EdTech-компании GoStudent Мария Кислова.
В 80-е годы в школах стали делить классы по направлениям: физико-математический, химико-биологический, гуманитарный. С 7 класса. Потом ввели 11-летку, и 7-е классы в одночасье превратились в 8-е. Но профориентация в последние два года базовой школы осталась. Потом было несколько реформ, появились гимназии, лицеи, колледжи, профориентация стала “молодеть”. В некоторых школах профилируют чуть ли не в 5 классе.
В профильных классах и школах дети получают больший объем знаний в профилирующих дисциплинах – языках, химии, математике, их целенаправленно готовят к поступлению в профильный ВУЗ. Зачастую поступление действительно происходит. А вот что происходит дальше?
А потом бывает так, что молодой человек уже в ВУЗе понимает, что не хочет дальше изучать предмет, к которому у него не лежала душа еще в детстве, порой даже будучи вполне успешным студентом. Либо, отучившись, ни дня не работает по специальности, так как работать по ней и не собирался. Просто родителям было неудобно отказать. Да и учеба шла хорошо. А вот дальше, в жизни, пришлось заняться чем-то совсем другим.
Это, впрочем, никого теперь не удивляет: человек за жизнь меняет несколько (иногда – десятков) работодателей и даже сфер деятельности. Но вот что чувствует молодой специалист, 10 лет обучавшийся литературе или музыке, и работающий менеджером по продажам, или добротный математик, идущий переучиваться на тестировщика?
Во-первых, мы думаем, что самое важное для ребенка – младшего школьника – это здоровье. Он по возможности должен высыпаться, не должен переутомляться, и не должен быть в стрессе, постигая науку учиться в игре, в общении со сверстниками (идеально – с парой-тройкой тех, с кем видится во дворе или ходил ранее в детский сад). Поэтому самая лучшая идея – отдать его в школу поблизости.
Тут, конечно, стоит брать во внимание также фактор района, контингента учащихся и учителей, но в “сферическом вакууме” чем школа ближе – тем лучше. Чтобы до нее было нетрудно дойти, и не надо было ехать. К тому же важно, что если дорога до школы преодолевается с помощью транспорта, то родители, которые соглашаются возить туда младшего школьника (старший чаще уже может добираться самостоятельно), обрекают себя на собственную ежедневную вовлеченность.
А из-за этого могут возникнуть вопросы на работе, так как есть изначальные вводные, связанные с привозом-отвозом ребенка, нельзя болеть. Поэтому проще “сдаться” в близлежащую школу и разбавить ее индивидуальными занятиями с хорошим репетитором по тем предметам, которые проседают или тем, которые вы сочтете наиболее важными.
Во-вторых, отдать ребенка в профильный класс – это очень серьезный шаг. Это фокус ребенка на определенном треке развития. А он, ребенок, как правило, минимум лет до 14 ни к каким трекам не готов. А чтобы ребенок нашел себя, ему нужно дать возможность пробовать все. Для этого ведь есть различные кружки, секции, школы дополнительного образования – художественные, музыкальные, спортивные.
В некоторых странах, ранее активно профилировавших детей, например, в Финляндии, Швеции и др., отменяют профильное обучение, мотивируя это изменившейся ролью школьного образования: школа должна давать навыки работы с информацией, кругозор, уровень общей культуры, поиска путей решения той или иной проблемы.
Потому, если ребенок в начальной школе, или в 5-6 классе, то советуем поводить его на разные секции и кружки. Таким образом вы и он/она поймете, что ребенку интересно, к чему он тяготеет, в каком направлении ему хотелось бы развиваться.
В-третьих, если вашему сокровищу пока ничего не интересно, то это тоже не дело. Либо интерес появится-проявится в скором времени, либо… не в скором, и он просто будет успешен, продолжая учебу в общеобразовательном классе, получая базовые знания. А позднее, повзрослев, выберет то, чем больше хочет заниматься.
Есть дети гениальные. Их видно сразу. И они сами подскажут, чего они хотят. Есть дети талантливые. Но талант требует трудолюбия, поэтому, развивая талант ребенка в раннем возрасте (в том числе в младшем школьном) вы как родитель должны “вовлечься”: играть с ребенком, помогать ему, обеспечить множественность занятий, помочь выбрать лучшего, мотивированного и вдохновляющего репетитора для индивидуальных занятий.
Все дети способные. И способности их могут проявляться в разных сферах. Главное – добиваться комплексного развития по разным направлениям. Если ребенок хочет чего-то большего, чем школа, стремится к чему-то – ему надо помочь в этом. И если он, условно, в 9-м классе понимает, что хочет стать химиком, и осознает, в какой ВУЗ он будет поступать – отлично, вперед, заниматься химией на углубленном уровне и готовиться к вступительным экзаменам (и к ЕГЭ, конечно). Ну а нет – значит нет.
И далеко не всегда выбор, сделанный в 14-16 лет, является окончательным. А на уговоры учителей, дескать, определяйтесь, кем хотите стать, профилируйтесь, поддаваться не обязательно. Возможно, ребенок захочет вообще пойти за профессией в колледж, так теперь делают около трети выпускников 9-х классов в Москве.
Колледжи стали очень добротной альтернативой старшим классам школы и даже ВУЗам. И конкурс в них иногда повыше, и зарплаты после колледжа зачастую тоже повыше, потому как выпускник колледжа – готовый специалист-практик. В общем, вспомните себя, посмотрите на ребенка и…не давите. Он сам решит. Просто помогите ему и поддержите.