Кто-то из моих комментаторов высказал предложение написать о памятнике (или о памятниках?) Пушкину. А действительно, почему бы и не написать?..
Изображения Александра Сергеевича есть во всём мире, но самый первый памятник был поставлен на родине поэта, в Москве.
О теме «Пушкин и Москва» писали очень многие (и я в том числе). Конечно, можно говорить о том, что поэт в разное время по-разному относился к родному городу, но ни в коем случае нельзя забывать, что именно здесь он родился, здесь встретил ту, которую полюбил, здесь обвенчался с ней…
Некоторые высказывания, правда, просто поражают. Так, на сайте «Wikiway» я прочитала: «А памятник великому поэту в городе, где он родился в 1799 году и с которым у него связаны многие важные события – например, личная встреча с императором Николаем I, гарантировавшим ему покровительство и освобождение от цензуры – стал признанием его неоценимого вклада в отечественную литературу и воплощением искренней народной любви». Вот про неоценимый вклад и про народную любовь, разумеется, всё правильно. Но вот насчёт гарантии «освобождения от цензуры» хочется автора заметки спросить о том, насколько он знаком с пушкинской биографией.
Но вернёмся к памятнику. И, простите, привыкший «гулять сам по себе» Кот снова забредает в дебри…
Не раз встречала мнение (документальных подтверждений пока не нашла), что первым о памятнике поэту заговорил В.А.Жуковский – что ж, вполне вероятно. Но доподлинно известно, что первый проект памятника Пушкину был сделан вскоре после его смерти К.П.Брюлловым. Я рассказывала об отношениях великого поэта и великого художника и приводила его рисунок. Сейчас только напомню, что, по замыслу Брюллова, памятник был переполнен аллегориями (что в те времена было делом обычным) - Поэт и венчающая его Слава, Гений поэзии в виде Аполлона, играющего на лире, стоит рядом с Пегасом на вершине Геликона, у ног их пробивается Иппокрена, у источника — группа амуров, один из них чертит на скале надпись, другой заключает в сосуд волшебную струю.
Конечно, проект так и остался только рисунком: в те времена разговора о памятнике быть не могло. Впервые всерьёз о монументе заговорили в 1860 году, когда выпускники Царскосельского лицея готовились отметить 50-летие своей alma mater. Они обратились с просьбой об открытии подписки на будущий памятник, разрешение получили, император указал и место расположения монумента — Лицейский сад в Царском Селе. В 1861 году по всем губернским учебным управлениям был разослан циркуляр Министерства народного просвещения: «Бывшие воспитанники всех курсов императорского Александровского лицея, уверенные в глубоком сочувствии соотечественников к памяти питомца сего заведения Александра Пушкина, обратились с просьбою о дозволении открыть повсеместно подписку для сооружения покойному нашему поэту памятника, достойного народной его славы». Но сбор средств шёл очень медленно: собрали около тринадцати тысяч рублей, что было слишком мало.
Однако идея была не забыта, и уже в 1870 году, на очередном праздновании лицейской годовщины, снова заговорили о памятнике. В 1871 году по высочайшему соизволению Александра II был учреждён Комитет для сооружения памятника Пушкину. Новая подписка проводилась по инициативе Я.К.Грота, и в первый же год общероссийская подписка собрала достаточно солидную сумму (а всего за десять лет удалось собрать больше 106 тысяч рублей). В это же примерно время Александр II распорядился, «чтобы памятник Пушкина поставлен был не в Царском Селе, как прежде предполагалось, а в Москве, месте рождения поэта, где монумент его получит вполне национальное значение» (знаменитый царскосельский памятник появится в 1901 году).
Журнал Министерства народного просвещения писал: «В настоящем деле нет, кажется, надобности придумывать доводы для привлечения жертвователей. Значение Пушкина так сознаётся всеми, права на его памятник так несомненны, что к сказанному прибавлять нечего. Пусть только всякий сочувствующий великому поэту принесёт свою посильную лепту: как бы ни была она ничтожна сама по себе, она получит свой вес в итоге пожертвований, и средства для осуществления достойным образом общего желания могут быть собраны в короткое время».
Сбор средств был действительно всенародным – от представителей знати до простых людей. Ходил, к примеру, такой анекдот: «Учитель законоведения говорит бухгалтеру: “Вычтите из моего жалования десять копеек на Пушкина… Пусть больше жертвует учитель словесности — это по его части”».
В 1871 году было предложено два варианта места для установки памятника: или край Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, или вдоль Страстного бульвара на сквере перед зданием монастыря.
Наверное, нет человека, которому не был бы знаком простой и строгий московский памятник поэту. А ведь в ту пору шли ожесточённые дискуссии, каким этот памятник должен быть! Вот одно из высказываний: «Если Пушкин будет представлен сидящим и пишущим в широко драпированной одежде, а сзади его будет поставлен гений в виде юноши с крыльями, то масса публики примет Пушкина за Евангелиста Иоанна, а гения за Ангела… Необходимо посвятить его всецело памяти Пушкина и представить поэта в таком виде, в каком вся Россия его привыкла знать».
Интересно, что проекты будущего памятника появились намного раньше. Первый из них представил ещё в 1860 году Н.А.Лаверецкий:
Пушкин здесь стоит на вершине скалы, в окружении муз и, видимо, созданных им персонажей и, по-моему, не слишком выразителен.
Одним из откликнувшихся на предложение представить проект был Н.С.Пименов. Я рассказывала, что в 1836 году Александр Сергеевич Пушкин, посетив выставку в Академии художеств, отметил работу молодого скульптора — «Юноша, играющий в свайку». И вот теперь Пименов работает над проектом памятника поэту, когда-то посвятившему ему стихи. Может быть, виновато плохое качество найденной мной репродукции, но, по-моему, сходства тут нет никакого (к тому же мне видится, что Пушкин здесь с бородой), но хороша надпись «Пушкину – Россия» а идея вновь аллегорическая: Поэт стоит на вершине Геликона, у ног его парит гений Поэзии – и внизу Россия в образе крестьянина
В середине 1872 года Комитет объявил конкурс среди скульпторов. Было представлено пятнадцать работ, но жюри так и не выбрало победителя…
А тем временем уже было окончательно определено место для монумента: 3 февраля 1872 года член Комитета для сооружения памятника Пушкину К.К.Грот обратился в Московскую городскую Думу с просьбой об уступке участка Тверского бульвара и получил согласие от городской Думы: «Тверской бульвар от Никитских ворот имеет протяжение по прямой линии 378 саженей. При урезке этой линии на 30 саженей длина её сократится приблизительно на одну тринадцатую часть. Отрезанная часть бульвара, кроме памятника Пушкину, не будет занята никаким иным сооружением, а посему перспектива от Никитских ворот к Тверским и от последних к первым останется для глаза почти такая же, какая существует ныне. Удобство и простор Тверского бульвара не потерпят значительного изменения от предполагаемой отрезки его оконечности, так как последняя останется свободной для движения и прохода»
Было решено провести ещё один конкурс в 1874 году (не нём было выставлено девятнадцать проектов). Было отобрано три проекта-победителя:
Справа – вариант работы А.М.Опекушина (скульптор, кстати, участвовал и в первом конкурсе, получив поощрительную премию). Он очень отличается от того, что мы видим сейчас, хотя поза Пушкина найдена автором сразу. Однако окончательное решение принято не было, и в 1875 году состоялся третий конкурс.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь