Найти в Дзене
Исторические сражения

Интересная история одного корабля

Так уж сложилось, что империи как государственные образования неустойчивы – колонии (неблагодарные, понятное дело) постоянно норовят избавиться от контроля метрополии. Вот и с владениями в Южной Америке у Испании в один прекрасный момент не заладилось (середина XIX столетия). И Чили с Перу, часто не уживавшиеся друг с другом, объединились, чтобы завоевать себе независимость. Для чего требовалось оружие: не только традиционное сухопутное, но и морское – все же неприятель прибывал из-за моря, так что хотелось потрепать его еще на подступах. И тут проблема – промышленность колоний худо-бедно могла осилить винтовки и прочую пехотную мелочь, а вот современные корабли строить им было не по силам.

Выручила Британия. Там и промышленность имелась, и стойкая антипатия к испанцам. Так что заказы размещали в основном там. Понятное дело, что бюджет интересантов до линкоров не дотягивал, но вот небольшие броненосцы береговой охраны вполне можно было строить. И строили.

Перуанские корабли "Уаскар" и "Индепенденсия". Художник: Carlos T.
Перуанские корабли "Уаскар" и "Индепенденсия". Художник: Carlos T.

Тогда шел 1864 год. Только что мир впечатлился эффективным дебютом "Монитора", построенного янки. Соответственно, броненосцы береговой обороны строились по этому лекалу. Вот и "Уаскар" проектировали, исходя из новомодной концепции. Правда, надводный борт ему запланировали повыше, чем у родоначальника. И добавили носовой таран – тогда это было вообще ультрамодно. А в основном проект был простым и логичным.

Имелась башня главного калибра с двумя 254-мм дульнозарядными пушками Армстронга. На юте поставили еще две дульнозарадных 120-мм пушек. Эти на случай войны со всякой мелочевкой, вспомогательный калибр. И на шканцах имелась 76 мм нарезная система. Там же поставили катречницу Гатлинга – абордаж отгонять.

Схема "Уаскара"
Схема "Уаскара"

Броневой пояс шел вдоль всего надводного борта (2,4 м), заходя ниже ватерлинии на 90 см. По центру броня ставилась самая толстая (114 мм), к оконечностям она худела до 63 мм. Под броню шла тиковая подкладка в 355 мм. Башня имела примерно такое же бронирование, только 140 мм брони дополняли 330 мм тика, обтянутые еще и 12-мм кожей – в качестве дополнительного амортизатора. В районе орудийных амбразур подклада не было, но там и броня на 50 мм толще.

Интересно, что транец корабля не имел вообще никакого бронирования. И с кормы кораблик можно было прострелить насквозь обычным ядром. Так что гордый "Уаскар" (название дано в честь предпоследнего императора инков) представлял собой обычный таран, слегка доработанный для маневренности и облегченный, чтобы иметь возможность выполнять дополнительные задачи.

В бою с британскими кораблями. Картина из Национального морского музея Британии (rmg.co.uk)
В бою с британскими кораблями. Картина из Национального морского музея Британии (rmg.co.uk)

В октябре 1865 года корабль сдали заказчику, и он стал готовиться к океанскому переходу. Правда, по пути он столкнулся со своим одноклассником "Индепенденсией", тоже заказанным Перу в Англии. Отчего пришлось месяц ремонтироваться. Потом началась долгая дорога домой – часть стран, сочувствовавших Испании, не пускали броненосец в свои воды. Так что проблема снабжения углем и провиантом решалась просто – монитор в пути захватил и ограбил пару испанцев (корвет и бригантину), а потом пустил тех на дно. На этом война монитора с Испании закончилась.

В 1870-е в Перу началась гражданская война. И команда монитора (большая часть) примкнула к мятежникам. Два лейтенанта захватили власть на корабле (и двух правительственных полковников), а затем двинулись в сторону Чили искать убежища. Правда, топлива на переход не имелось. И уголь поэтому добывали, грабя встречные пароходы с нейтральным флагом. Так уж вышло, что все они принадлежали британской пароходной компании. Так что вскоре на монитор стали охотиться и английские военные корабли.

В тех краях боевое дежурство несла всякая рухлядь. Вот с монитором перестрелку затеяли два деревянных корабля. У одного, правда, имелся стальной каркас. В итоге противники попугали друг друга пальбой и потрепанный монитор бежал, пользуясь мелководьем – все же противник превосходил его по вооружению. Между прочим, в Британии адмиралы сделали вывод и стали отправлять на края ойкумены броненосцы. Кстати, в том бою впервые произошла торпедная атака – по монитору выпустили "самодвижущуюся мину Уайтхеда". Но та имела ход в 9 узлов, а монитор – 11 (13 максимальных). Атака произошла с расстояния в 900 ярдов, торпеду увидели по пышному следу, монитор попросту развернулся и убежал. Торпеда догнать его не смогла и благополучно затонула на боевом курсе.

Перуанский монитор в бою с чилийцами. Художник: Thomas Somerscales
Перуанский монитор в бою с чилийцами. Художник: Thomas Somerscales

Пробитий корпуса в том сражении у монитора не было. Но все внешнее незащищенное оборудование пострадало крепко. Так что пришлось монитору сдаться чилийцам. Взамен те дали мятежникам свободу. И вернули броненосец прежнему владельцу.

Потом повздорили Перу с Чили из-за запасов селитры. И "Уаскар" в ней плотно участвовал – потопил 16 транспортов, захватил 6 призов, даже умудрился взять в плен 260 кавалеристов. И повредить четыре боевых корабля противника. Заодно отбил два перуанских, незадолго до того захваченных чилийцами. Так что за "Уаскаром" началась организованная охота, которая в итоге увенчалась успехом.

"Уаскар" отправляет на дно "Эсмиральду" в сражении при Икике. Художник: Thomas Somerscales
"Уаскар" отправляет на дно "Эсмиральду" в сражении при Икике. Художник: Thomas Somerscales

Правда, сначала получился размен. "Уаскар" пиратствовал на пару с "Индепенденсией". И эта парочка деблокировала порт Икике. Один транспорт противника взамен чилийского поднял американский флаг и ускользнул. А вот "Эсмиральде" и "Ковадонгу" пришлось сражаться. Правда, пользуясь преимуществом хода, "Ковадонг" ушел. И, пытаясь его таранить во время ухода, "Индепенденсия" села на необозначенный в лоциях риф. Так крепко, что пришлось снимать команду и добивать корабль артиллерией. А вот "Эсмиральде" не повезло – ей достался в противники "Уаскар".

Вообще-то "Эсмиральда" справедливо считалась худшим кораблем Чили. Ее максимальная скорость составляла всего 6 узлов. А после повреждений, причиненных стрельбой монитора, уменьшилась вдвое. Так что "Уаскар" ее просто таранил. И пришлось проделать это трижды. Во время первой же попытки геройски и бестолково погиб капитан "Эсмиральды", стараясь взять монитор на абордаж – атакующих попросту смели огнем из картечницы и винтовок. Так что перуанцы эту битву считают своей победой. А чилийцы – своей. Все же счет по кораблям равный, а капитан "Эсмиральды" – герой. Чилийцы после боя получили и тело капитана, и палубную доску, на которой он испустил последний вздох.

1879 год, последний бой перуанского "Уаскара". Художник: Thomas Somerscales
1879 год, последний бой перуанского "Уаскара". Художник: Thomas Somerscales

Но потом "Уаскар" схватился с двумя более серьезными кораблями. И проиграл. Его капитан погиб в бою, пушки оказались повреждены, а башня главного калибра перестала вращаться (погибли все 12 человек, ответственные за этот процесс – башня двигалась вручную). Так что на мониторе приняли решение капитулировать. Его отремонтировали (тело погибшего капитана вернули Перу) и ввели в состав чилийского флота.

Измененный "Уаскар" в 1903 году
Измененный "Уаскар" в 1903 году

Монитор позднее модернизировали. А службу он закончил в качестве базы подводных лодок в 1930 году. Потом его решили пустить на слом, но передумали. Его восстановили до состояния на момент битвы 1879 года (когда он оказался захвачен чилийцами) и в 1934 году превратили в музей. Посетить его можно и сегодня. Правда, для этого придется ехать в Талькауано.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!