Исследованья лаборатории Дэвида Райха показали, что в Европе 30-14 тысяч лет назад (ТЛН) сложилась аутосомно однородная общность людей. Обычно их называли кроманьонцы, по названию грота Кро-Маньон во Франции, в котором были обнаружены останки такого человека.
Речь шла об охотниках европейской части тундростепи. Наиболее вероятно, что это были не очень большие общины людей 30-40 человек, которые должны были поддерживать связь с соседними общинами. Скорее всего, жен брали из других общин, дабы избежать вырождения. Основным занятием была загонная охота на стадных животных тундростепи. Люди вели полуоседлый образ жизни, зимовали в домах сложенных из костей животных, чаще всего мамонтов.
Костей в тундростепи было достаточно, за несколько десятков тысяч лет естественно умерло огромное количество животных, в том числе и мамонтов. Кости также служили топливом для костров. В силу того, что тундростепь была порождением вечной мерзлоты, проблемой с хранением мяса не было, достаточно было выкопать яму, которая становилась естественным холодильником. Проблема, скорее всего, состояла в том, чтобы до содержимого погреба не добрались животные, в том числе домашние собаки.
Последняя ледниковая эпоха в Европе
С началом последнего ледяного максимума (ПЛМ) 26-18 ТЛН площадь тундростепи начала сокращаться, на нее наступала ледяная тундра. Скандинавский ледник накрыл не только большую часть Британского острова, Скандинавию и Территорию Балтийского моря, но и существенную часть его южного побережья. В Центральной Европе оно получили название Вислинского оледенения. На востоке ледник доходил до Валдая, поэтому в Восточной Европе этот период носит название Валдайского оледенения.
В Западной и Центральной Европе люди укрылись в отдельных естественных природных зонах, в которых по каким-то причинам уцелела жизнь. Такие зоны называют рефугиумами. Одной из больших таких зон стали северные предгорья Пиреней, примерно там, где сейчас проходит французско-испанская граница.
Восточной Европе повезло больше, скорее всего, жизнь сохранилась практически во всей ее южной части, и даже, возможно, в некоторых районах Приуралья.
Возможно раньше, или во время ПЛМ общность людей в Европе, за исключением Средиземноморья, стала не только аутосомно (популяционно), но и генетически однородной. Ранее люди были потомками одной популяции, что делало их аутосомно однородными, но при этом они принадлежали к разным гаплогруппам. После ПЛМ большинство людей стало принадлежать к одной Y-гаплогрппе I, и преимущественно к мтДНК гаплогруппе U.
Скорее всего, еще до ПЛМ у гаплогруппы I образовались субклады I1 и I2. Причем первый был в основном представлен в Западной Европе, а второй в Центральной. По мере наступления ледников представители группы I2 были вытеснены в Восточную Европу и на Балканы.
После окончания ПЛМ в Европе начинает восстанавливаться тундростепь. По мере ее восстановления начинается миграция животных, а вслед за ними и людей – охотников на них на север.
Понятно, что за несколько тысяч лет оледенения в рефугиумах в основном уцелели представители северной фауны. Доминирующим видом был северный олень. Соответственно, именно этот вид на какой-то период стал господствующим в Западной и Центральной Европе. В Восточной Европе фауна была более разнообразна. Это видно из исследований David Nogués-Bravo.
Красным цветом выделены области благоприятные для обитания мамонтов.
Например, на карте видно, что в Западной и Центральной Европе во время ПЛМ мамонты практически отсутствовали, другое название тундростепи – «Мамонтова» степь стало не актуальным.
Восстановление тундростепи привело к активным миграциям людей, но это уже следующая история.