- Вот как-то не принято было в домонгольской Руси называть князя, даже самого могущественного, царем. Даже того, который владел практически всей территорией страны. В общем, в "официозе" титул этот не применялся. Нет, когда
лизнутьпрославить "наше все" на данном историческом отрезке было очень полезно для прославляющего, то такой титул конечно же употреблялся, причем князь не обязательно должен был быть верховным правителем Руси. Вот тогда в ход шло византийское красноречие, возвеличивание князя в делах политических и церковных, а если "большой человек" еще и занес служителям культа, а чаще заносили еще и потомки, желающие "великого" предка, то уж тогда можно было и в "святые" загреметь.
Я не зря про византийское красноречие упомянул.
- Вот как раз император Византии у нас царем и прозывался, цесарем, то-есть именно императором. Тем, кто правит сам, не имея над собой ничьей власти. Со времен принятия христианства "царством" в глазах церковников, а следовательно и князей Древней Руси, была Византийская империя, именно к византийскому императору в русских источниках последовательно применяется титул "царь". Не то что бы русские князья прямые вассалы императора, но церковь в подчинении Константинополю, да и престижно быть причастным к империи.
И тут, ба-бах, приходят монголы.
- И титул царя "плавно" переходит сначала к Великому хану в Каракоруме, а со второй половины XIII века к хану Золотой Орды, потому как этот западный улус монгольской империи обрел самостоятельность.
- Неужели титула хан или даже так, Великий Хан, было недостаточно? Ведь поначалу называли хана просто ханом. Дело в том, что в "метрополии" прямо накануне прибытия "десанта" монголо-татар, случилась беда. В 1204 году крестоносцы "ошиблись" странами, и взяли Константинополь вместо Иерусалима. Брали они его в надежде получить щедрую плату за помощь от Алексея Ангела, сына свергнутого императора Исаака II. Правда оплата показалась недостаточно щедрой по сравнению с тем, что можно было просто разграбить, а потому недалекого Алёшу вместе с папой, того.
- Сопутствующие жертвы, ну вы понимаете. Дальше классика запада по отношению к завоеванным государствам, поделить его на части, тем самым ослабив, и тянуть
нефть и газсоки. В Константинополе уселись латыняне, а титул императора Никейской империи русским князьям как-то не внушал...
Вот тут-то и началось вот это самое.
"Наш всеми обожаемый князь, а если уж на прямоту - царь, чего уж."
- И только начали привыкать, как объявились монголо-татары, которые быстро показали, что такое большие батальоны и как они эффективны против блестяще феодально раздробленных князей. По-быстрому перекусив, сидя на этих самых князьях, завоеватели через малый промежуток времени, обязали князей платить выкуп в новую метрополию. И тут до многих стало доходить, что настоящий царь сидит в Каракоруме, а не в Никее или, упаси господь, в Константинополе. Даже огромный денежный заем, данный генуэзцами императору Никейской империи Михаилу Палеологу и позволивший ему отбить Константинополь у "латынского" императора Балдуина II в 1261 году, ситуацию не изменил.
- Тем более, что "новая" Византия, а вернее, генуэзские капиталы и интересы очень быстро сплелись с интересами ордынских ханов. А так как все князья на Руси "чистыми" сюзеренами не были, то именование хана царем никого не коробило. Это всего лишь означало, что над ханом нет никакой власти. Он верхушка пищевой цепи, вот и все. А все князья под царем уже делились "в отца место", "старший брат", просто "брат" и т.д. Как на западе, герцоги, графы и бароны.
В общем лакуна была заполнена, все были довольны до момента великой замятни в Орде.
- До этого князья могли огрызнуться на "царевых людей" только в рамках междоусобных разборок или уж те, кто совсем берега попутал, но таких быстро приводили в чувство, причем не без помощи соседей-князей. А вот Мамай, своими действиями, внес шатание и разброд, как минимум в голове у одного Великого князя. А все потому, что в Орде одновременно могло быть и два царя, и даже больше. И, еще, самым могущественным человеком в Орде стал человек не царской крови, что у некоторых вызывало закономерный вопрос. А что, так можно было? Через пару лет после "стрелки" на Дону у устья Непрядвы, Тохтамыш показал, что пока еще нельзя.
И все покатилось по накатанной.
- А вот к концу XV века и дальше, потихоньку титул стали примерять Московские князья, все потому, что Византийская империя окончательно склеила ласты под ударами турок. Мехмед II на роль нового царя как-то не рассматривался, да он и не претендовал, Европа была интереснее. Ордынские цари мельчали до мышей, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский. И вот настал момент, когда Иван Грозный, прозванный за свою жестокость "Васильевич" ))), решил, что нет кандидатуры на царский титул лучше него. Окружающие поддержали выбор криками одобрения и шумными аплодисментами. На сегодня, все.
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться