Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ. «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

Монастырские стены и бутафорские деревни, царские палаты, сплетенные из веток, и Змей Горыныч высотой с двухэтажный дом. Вспоминаем советское кино с самыми впечатляющими декорациями, на которые режиссеры не жалели ни сил, ни денег.

Эпизод из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: Покаяние царя Ивана перед фреской «Страшный суд». Фотография: Виктор Домбровский / Музей кино, Москва
Эпизод из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: Покаяние царя Ивана перед фреской «Страшный суд». Фотография: Виктор Домбровский / Музей кино, Москва

Сергей Эйзенштейн снимал первую серию исторического фильма «Иван Грозный» во время Великой Отечественной войны. Съемочную группу в 1941 году эвакуировали в Алма-Ату. Больших павильонов у недавно созданной Центральной объединенной киностудии художественных фильмов в городе не было, и правительство Казахской ССР выделило режиссеру местный Дом культуры. Декораторы смогли воссоздать палаты и Успенский собор Московского Кремля, боярские дворы. Фанеры не хватало, поэтому для каркаса использовали местный кустарник — чий. Из него плели циновки, штукатурили их и только потом расписывали. Созданные интерьеры отличались от реальных зданий. По просьбе Эйзенштейна в декорации Успенского собора добавили фреску «Страшный суд»: именно на нее смотрел переодетый в царя Владимир Старицкий, которого уже поджидал убийца. Все эпизоды картины снимали ночью. Днем электроэнергия шла на заводы, работающие для фронта.

Съемки художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Фотография: Виктор Домбровский / Музей кино, Москва
Съемки художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Фотография: Виктор Домбровский / Музей кино, Москва

Идея фильма принадлежала Иосифу Сталину, он же лично следил и за съемками. По его распоряжению помогать Эйзенштейну должны были все эвакуированные в Алма-Ату музеи. Московский областной краеведческий (сегодня — «Новый Иерусалим») передал для фильма несколько рулонов парчи и бархата XVIII и XIX веков, подлинные церковные облачения из своих коллекций. Для сцен, в которых актеры сидели, например во время свадебного пира, ткань экономили и шили боярские костюмы укороченными. Некоторый реквизит привозили специально из Москвы: большие золотые светильники и Евангелие для сцены у гроба Анастасии Романовой доставили из Музея безбожника. Недостающие предметы искали в Казахстане.

Мы ездили по Казахстану и собирали реквизит в деревнях… Специального помещения не было, для хранения оборудовали подвал Народного дома и дворик. Сергей Михайлович приходил… отбирал нужное и часами объяснял значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание.

Глеб Шандыбин, начальник цеха реквизитов. Сборник «Эйзенштейн в воспоминаниях современников»

Автор: Елизавета Ламова