Найти тему
10,4K подписчиков

Прием «Перечисление действий». Если ребенок лезет под руку, пристает со своими делами, когда вы сами очень заняты

3,4K прочитали

Группа детей в детсаду собирается на прогулку. Уже многие одеты. Воспитатель застегивают свои сапоги. И тут один мальчик:

– Наденьте мне варежки! – голос у него настойчивый, требовательный.

– Подожди минуту, – отвечает воспитатель.

– Наденьте же мне варежки, я же замерзну на улице, – продолжает требовать ребенок.

А тут еще одна девочка под руку:

– Завяжите мне, пожалуйста, шапку. У меня не получается.

Воспитатель срывается:

– Да дайте же, я застегну сапоги! Не видите, что ли?

В такой ситуации был каждый взрослый, когда ребенок буквально лезет под руку со своими сверхнеотложными делами. А вы в это время тоже заняты своим делом, не менее срочным.

Например, мама наливает суп по тарелкам, а сын требует, чтобы она подчинила машинку, приделав колесо.

Или дочка теребит маму за подол и требует достать со шкафа мишку, в то время как она занята телефонным разговором.

Закончится это может срывом взрослого, криком и даже желанием отшлепать назойливого ребенка.

Этого можно избежать, если использовать прием перечисления действий. Но для начала давайте разберемся, почему себя ведут так все дети.

Еще Жан Пиаже использовал такое понятие, как детский эгоцентризм. Он эксперементально доказал, что дети от 2-3 до 11-12 лет отличаются неспособностью понять другого, встать на него место. Да, ребенок видит, чем занята мама или что воспитатель, но он не способен проанализировать, насколько вы заняты, насколько для вас важны эти действия и сколько времени они продляться. Он чувствует только важность и необходимость своего дела.

В ситуации со сверхсрочным делом еще включается детская импульсивность. Ребенок действует по принципу «мне нужно здесь и сейчас». Спрогнозировать, что будет в следующую минуту, он еще не может.

Задача взрослого, как можно подробнее и детальнее перечислить, что делается и что будет сделано в ближайшее время.

Например, в случае с воспитателем, ей нужно сказать:

– Сейчас я застегну один свой сапог, потом надену и застегнул второй. После этого сразу помогу одеть тебе перчатки и буду завязывать Машину шапочку. – Этого будет достаточно, чтобы дети успокоились и ждали своей очереди.

Ребенок чувствует, что процесс обувания требует усилий. Но еще не способен понять, что это понимание есть не только у него самого
Ребенок чувствует, что процесс обувания требует усилий. Но еще не способен понять, что это понимание есть не только у него самого

Тоже самое и в ситуации сервировки стола. Мама может сказать:

– Сейчас я налью тарелку супа папе, затем себе, а потом поставлю твою тарелочку супом на стол и после этого, сразу же починим твою машину.

Важно помнить, что при приеме «Перечисление действий» с дошкольниками бесполезно использовать какие-то временные понятия. Детям пока не за недоступно понимание слов «секунды», «часы», «минуты». Неэффективным будет сказать ребенку «Я сейчас поговорю 5 минут с тетей Таней и потом достану тебе мишку». Ребенку не понятно, что такое «5 минут».

В этом случае лучше сказать: «Сейчас я поговорю с тетей Таней. Это срочный разговор. И когда отключу телефон и положу его на стол, сразу же пойду доставать тебе мишку».

Не злоупотребляйте доверием ребенка. Период ожидания для него не должен тянуться больше нескольких минут. Иначе его может захлестнуть волна протеста. Ребенок начнет привлекать внимание разными способами: бегать, кривляться, требовать своего все настойчивей.

Любыми психологическими приёмами нельзя злоупотреблять. Иначе они потеряют эффективность
Любыми психологическими приёмами нельзя злоупотреблять. Иначе они потеряют эффективность

Я – практикующий психолог в детском саду. На канале делюсь советами, рекомендациями, наблюдениями. Буду рада лайкам и новым подписчикам.

#консультации психолога из детсада #детский психолог #отношения с детьми