Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы познакомимся с требованиями к структуре сочинения ОГЭ.
Методические материалы защищены авторским правом. Размещение на других каналах, сайтах, платформах запрещено. Передавать третьим лицам можно ссылку, но не текст статьи. Благодарю Вас за Вашу порядочность.
На прошлом занятии мы договорились о том, что выбираем только сочинения задания 9.3, и узнали, какое количество баллов можно получить за содержание этого сочинения.
Напомню, что за содержание сочинения ОГЭ можно максимально набрать 9 баллов:
2 балла – за правильное, развёрнутое определение понятия, вынесенного в тему сочинения,
3 балла – за наличие двух примеров-аргументов,
2 балла – за смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложенного,
2 балла – за композиционную стройность сочинения.
При построении сочинения мы будем ориентироваться на эти критерии.
Вступление. Формулировка тезиса (первый абзац, возможны 2 абзаца)
Какие речевые обороты мы можем использовать для оформления вступления?
Начать сочинение ОГЭ можно с вопроса, который звучит в теме. Например: «Что такое чёрствость?» Соединяем этот вопрос с ответом с помощью предложения: «Поразмышляем вместе над этим вопросом», или «Попробуем ответить на этот вопрос», или «Попытаюсь дать ответ на поставленный вопрос». Придумайте свои варианты предложений – связок и запишите их.
Переходим к определению. Оформите определение вводными словами или предложениями: «Я считаю, что чёрствость – это…», «Я думаю, что чёрствость – это…», «По моему мнению, чёрствость – это…», «На мой взгляд, чёрствость – это…».
Дать определение понятию можно разными способами: подобрать синонимы к слову, сравнить его с другим словом, с помощью описательного оборота. Например: «Чёрствость – это отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам» (описательный оборот); «Чёрствый – нечуткий, бездушный, лишённый душевной теплоты, милосердия» (синонимы); «Чёрствость – то же, что равнодушие» (сравнение).
Недостаточно просто дать определение понятию. Его нужно дополнить комментарием. Например: «Чёрствость опасна тем, что…» или «Чёрствые люди не способны к состраданию, к милосердию». Ваш комментарий будет зависеть от того, в каком именно значении употреблено это слово в конкретном тексте.
Примеры (два абзаца)
Какие речевые обороты мы можем использовать для включения в сочинение примеров?
1 пример
«Обратимся к тексту, предложенному для анализа. В нём автор рассказывает нам о чёрством, бездушном человеке. Из предложений № …. мы узнаём, что…».
Или «Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…».
Или «Начать аргументацию приведённого выше утверждения мне бы хотелось с примера из прочитанного текста».
Далее приводим пример и комментируем его, то есть оцениваем поступки героев, ситуацию. Делаем первый промежуточный вывод.
2 пример
«Примеры равнодушного отношения к людям мы можем встретить и в жизни (в литературе). Так, в произведении…».
«В качестве второго аргумента я приведу пример из жизни (литературы). В произведении…»
Далее приводим пример и комментируем его. Делаем промежуточный вывод.
Вывод (один абзац)
Вывод – очень важная часть сочинения. Умение строить эту часть сочинения (как и прочие составляющие) оценивается в критериях 3 и 4: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложенного; композиционная стройность сочинения.
Вывод – это завершающая мысль, которой вы подводите итог всему рассуждению.
Какие речевые обороты мы можем использовать для написания вывода?
«Приведённые примеры стали убедительным доказательством того, что чёрствость…».
«В заключение обобщу: чёрствый человек…».
«Завершая рассуждение, подведу итог: чёрствость…».
На следующем занятии мы напишем первое сочинение ОГЭ.
Друзья! Мне важна ваша ответная реакция. Пишите, всё ли понятно. Задавайте вопросы. Бесплатная подписка на канал – это возможность быть в курсе новых полезных публикаций.
#сочинение огэ