Найти тему
Бумажный Слон

Находка

Люди считают, что космос — это бесконечность. Они, конечно, правы, но во всем есть свои нюансы. Так подумалось Санжару, в очередной раз проснувшемуся по звуку будильника в каюте. Оживились гравитационные механизмы вдоль стены, куда космонавт направился, а у кровати, наоборот, ослабли — энергосбережение на корабле соблюдалось даже не ради нейтронных запасов. На деле всё это можно добыть всегда и в большом количестве. Энергосбережение лишь часть программы управления кораблем — ведь даже малые отклонения хоть в чём, будь то температура или гравитация, могли на фоне той же бесконечности дать очень неприятные и трудно исправимые последствия. Потому приходится соблюдать строгие рамки и правила, которые превращают космический корабль чуть ли не в тюрьму для всех, кто находится внутри.

К счастью, для обычных людей такие вещи оставались, как правило, чем-то отдаленным, за рамками купленных пассажирских билетов. Немного потерпишь, пролетишь пару-тройку звездных порталов — и вот ты уже на месте, в объятиях какой-нибудь удобной космической базы, где можно заниматься любой наукой, творчеством или просто туризмом на крайний случай.

Но вот у Санжара всё было гораздо сложнее. С двадцати лет он состоял в первой гильдии пилотов (существовала и вторая, но это были просто пилоты для полетов внутри системы). А пилотам первой гильдии приходилось две трети своей рабочей жизни заниматься не тем, чем нравится. Этакая работа по сменам. Одна треть — управление теми самыми межзвездными пассажирскими лайнерами — довольно однообразная и скучная работа. Ведь в пилоты шли ради исследовательских полетов или различных испытаний, то была вторая смена. Но самой заурядной считалась третья смена — там пилотам приходилось нести пограничную службу. Это не означало, что у Федерации были какие-то внешние враги, а пилоты метались по определенным границам в поисках нарушителей. Вовсе нет. Цивилизации, которые достигли космоса, обычно не воевали. Пограничники просто отслеживали разные случайности.

Санжар в задумчивости повертел на пальце древний перстень, которому была не одна тысяча лет. Красивый камень изумруд. Всегда, глядя на него, у пилота просыпалось в душе нечто странное, космическое. Ну что ж, на то и древность, чтобы пробуждать подобные чувства…

Корабль Санжара назывался «Акведук». Кроме капитана-пилота, здесь было еще три человека: штурман Михаил, наладчик Бен и инженер-исследователь Светлана. В межзвездном вакууме они летали уже почти месяц. И ничего интересного не происходило. Конечно, современная цивилизация подарила людям многие вещи, способные побороть и такую скуку. На корабле имелся даже специальный зал, который можно через информационные технологии преобразовывать в любые парки и сады, да и прочие приятные для прогулок места.

«Акведук» плыл сквозь темноту космоса, Санжар покачивался в кресле пилота. Сегодня ему не хотелось даже читать, таким скучным казалось всё вокруг. И тут на экране слева от пилота что-то моргнуло, прозвучал легкий сигнал. Потом это повторилось еще и еще раз. Санжар встрепенулся, сначала даже не осознав, в чем дело.

— Не может быть… — прошептал он.

Цифры говорили об экзопланете. Но откуда она здесь, в миллиардах километрах от ближайшей звездной системы?

Через несколько секунд Санжар уже был на ногах, направляя в сторону обнаруженного объекта радарные системы корабля.

Спустя пятнадцать минут члены экипажа собрались в рубке, обсуждая полученные материалы. На ближайшую космическую станцию отправили сообщение для пограничной службы, а сам «Акведук» развернулся навстречу объекту.

Завершив подготовку, корабль совершил вакуумный прыжок, и вот люди оказались около обнаруженной экзопланеты. Санжар присвоил ей рабочий номер по списку объектов в ближайшем парсеке – NK3209015. Началось исследование.

Сама планета оказалась не такая уж и большая. Ранее круглая ее форма изрядно пострадала: имелись явные следы от столкновений с метеоритами.

Пару дней люди летали вокруг обнаруженной планеты, сканируя всю ее поверхность. А на третий день в одном месте на радарах вдруг возникло предупреждение о странных фоновых шумах. «Акведук» завис над этой точкой планеты. Ведь такие шумы, как показывала наука, никогда не возникали сами по себе. Наличие подобных энергетических отклонений означало лишь одно — в данном месте должны быть искусственные объекты. Но откуда они здесь?

Простой осмотр показывал лишь голую каменистую пустыню без атмосферы. А вот анализ тверди в глубине действительно обнаружил довольно обширные пустоты, возможно, некие пещеры или провалы. Но снаружи туда не вело никаких проходов.

Оставалось лишь одно — высадиться для ближнего исследования. Конечно, космонавты могли послать туда универсального робота-вездехода для первоначального исследования. Но нетерпение и азарт победили, и Санжар, взяв Светлану и незаменимого робота Майкла, полетел туда сам.

Новое сканирование показало, что внутри наличествуют газы. Поэтому роботу под именем Майкл поручили вскрывать стену очень осторожно, тут же компенсируя каждый миллиметр пространства особой пленкой — она позволяла всему находящемуся внутри оставаться не тронутым и в то же время открывала доступ для входа. Такой же пленкой была покрыта и сама космическая техника. Еще несколько минут, и они оказались внутри.

Это действительно была не простая пещера. В окружающих формах стен реально проглядывало нечто искусственное.

— Странное место, Светлана, поверхность планеты мертва до безобразия, а здесь явно имеются следы пребывания живых существ.

— Да, Санжар, у меня от волнения подергивается левое веко. А для меня это верный символ, что мы встретим кое-что загадочное. Неожиданность за неожиданностью! Планета вне списка, да еще со следами артефактов! Есть от чего заволноваться.

Санжар улыбнулся.

— Говорят, раньше люди предполагали существование третьего глаза. И мы таки его вырастили. Это наши приборы, наш Робот Майкл, в конце концов. Смотри, как филигранно он работает, реагируя на малейшие изменения поверхности и состава породы. Но самое загадочное для меня, Светлана, то, что данная экзопланета отсутствует даже в Глобальном Астрономическом списке. Неужели при его составлении допущена ошибка, и каким-то образом достаточно огромная планета выпала из поля зрения?

Женщина предпочла промолчать и углубилась в космопланшет, прекрасную вещь как раз для таких неожиданных случаев, когда надо мгновенно узнать о состоянии окружающего воздуха, радиации и возможной опасности.

Санжар тоже замолчал, им охватило странное ощущение беспокойства, никогда ранее не испытываемое. Да и что могло раньше смущать? Часть Вселенной, которую контролировали люди, представляла сплошную идиллию. Другие части, находящиеся на некотором удалении, еще ожидали своего часа. Кое-куда доступ закрывал доминирующий там вид разумных существ. Но каждый человек понимал, что вся Вселенная рано или поздно откроется им.

Командир даже снял невидимую шляпу в честь общей матери. От мыслей о великом предназначении человечества оторвал робот Майкл.

— В двух метрах от нас — пустое пространство, заполненное предметами. Продолжать вскрытие?

— Конечно, продолжай, Майкл!

Командир повернулся к Светлане. Ее хорошо было видно, поскольку робот включил все свои четыре фары, по числу сторон света.

Та с волнением произнесла:

— Океаны и моря пересохли, реки перестали течь, горы рухнули. Но вот это место оказалось особенным, всё сохранилось почти как тысячи лет назад. У меня нет, к сожалению, необходимой аппаратуры, но я уже послала нужную информацию на станцию. Там разберутся.

— Разберутся, — проворчал капитан. — Целую планету прохлопали, а с этим, думаешь, разберутся?!

— Так бывает, мой командир. Некоторые планеты каким-то образом создают экранирующую защиту. Никакими приборами ее не зарегистрировать.

— Вы так говорите, Светлана, что можно подумать, планета — живой организм! — съехидничал Санжар. Ему страшно не нравилась ситуация, где не он являлся главным. Все знания и нити от событий находились сейчас в достаточно хрупких, но таких уверенных руках инженера-исследователя.

— Минуточку терпения, мой командир.

Эти постоянные «мой командир» тоже чрезвычайно нервировали Санжара. Подчас он усматривал в этих невинных и даже положенных по уставу словах скрытую насмешку. Однако синие глаза Светланы, которые он видел через лицевое стекло скафандра, излучали спокойствие и благожелательность.

Они двинулись по пленчатому коридору, который метр за метром сооружал для них неутомимый Майкл.

«Как превосходна наша техника! — в который раз поразился Санжар. — Какой идеальный круговой лаз! Он еще умудряется зацементировать осыпающуюся породу и обмотать пленкой, дабы никакая крошка не свалилась за воротник скафандра».

Робот остановился.

Они находились в просторном зале, чудесно сохранившемся за эти… Сколько? Сотни? Тысячи лет?

Санжара опять охватило то странное чувство беспокойства, тревоги и какой-то смутной радости, которое он уже испытал, когда они только спускались на неизвестную планету.

Странные артефакты, покрытые пылью, находились перед ними. Еще один приказ роботу, и тот в онлайн-режиме начал сканировать открывшиеся вещи. Все это сразу транслировалось и людям.

Глазам капитана и Светланы предстала анфилада комнат, уходящая влево и вправо, как будто бы они попали в прихожую какого-то огромного лабиринта. Майкл вопросительно оглянулся на командира, и тот, повинуясь чисто своей интуиции, приказал двигаться направо.

Майкл убрал внутрь своего громоздкого тела огромный бур, которым он все это время аккуратно работал, увеличил мощность прожекторов и двинулся направо. По инструкции в опасных местах робот всегда должен двигаться первым и принимать на себя удар возможной опасности.

Люди двинулись вслед за ним.

В первой же комнате, находящейся следом за «прихожей» они увидели диковинную обстановку, смутно показавшуюся знакомой Санжару.

Нечто подобное встречалось ему на планете Эльфия из созвездия Альфа Центавра. Люди, если человекообразных пауков, можно называть таким словом, предпочитали там спать не на кроватях, а на таких вот гамаках, подвешенных к потолку на тончайших серебристых нитях. Странное устройство их головного мозга всегда требовало находиться им в движении, даже во сне. Тут же на подставке находились их миниатюрные летательные аппараты, а в дальнем углу — своеобразные душевые кабины. Время оказалось не властно над ними, хоть сейчас включай да мойся, поскольку пауки с Эльфии достигли невиданных успехов в строительных технологиях.

Они прошли в следующий зал. Тут их встретили непонятные надписи, чем-то напомнившие Санжару орхонские руны. Но ни он, ни Светлана не смогли разобрать ни строчки. Космонавты поняли только то, что и здесь были собраны предметы быта и цивилизации неизвестной уже им планеты. Ни Санжар, ни Светлана не имели ни малейшего понятия, кому принадлежали все эти предметы. Статуя существа, похожего на рослого богомола, тоже ничего не прояснила.

— Что это? Похоже на звездную базу. Но почему такие разные артефакты? — прозвучал вопрос Светланы.

Майкл невозмутимо двигался по залам, равнодушно светя своими фарами. Тщетно Светлана искала в своем чудо-планшете ответы на загадочные вопросы. Планета эта словно взялась ниоткуда, а таинственные ее хозяева внезапно исчезли. Куда? Было понятно лишь, что они оставили после себя это таинственное место, в котором устроили сборище артефактов всех известных им цивилизаций.

Внезапно сердце Санжара гулко забилось. Он увидел, что и Светланой охватило волнение. Майкл, заметив интерес космонавтов к очередной комнате, сбавил скорость и медленно остановился.

В углу очередной, может быть, тридцатой по счету комнаты, возвышался мужчина в странном решетчатом костюме. В руке его имелась длинная палка, увенчанная острым наконечником. Лицо же оказалось закрытым таким же железным приспособлением, на подобие маленькой клетки. Санжар бросил взгляд на Светлану и первым подошел к скорбно застывшей фигуре. Чуть помедлил и поднял железную клетку. Лица не было. Санжар с некоторым облегчением вздохнул. Ему было жутко страшно и в то же время интересно. В комнате находилась еще масса предметов: необычные стулья, диваны, а вот на одной стене виднелась и картина. Сколько тысяч лет она здесь провисела? Возле нее уже стояла Светлана и внимательно всматривалась в изображение.

Для начала они попросили Майкла провести тщательную очистку предмета, естественно, с учетом всех необходимых предосторожностей. В электронном мозгу что-то щелкнуло, загорелись огоньки панели, расположенной на груди. Робот сдувал, проходился меховыми колесиками по шершавой поверхности, шлифовал, брызгал синей и фиолетовой жидкостью. Наконец, откатился в сторону, демонстрируя результаты труда.

С картины на Санжара и Светлану взирал человек в роскошной остроконечной шапке, сидящий верхом на коне! На правой руке сидела птица, то ли орел, то ли беркут. Но до самой глубины души Санжара потрясло то, что на пальце мужчины красовался такой же перстень, как у него.

Светлана кивнула головой. Она давно уже обратила на это внимание.

Санжар беспомощно огляделся. Силы словно покинули его. Странные стулья и диваны не казались ему уже странными. На них сидели его прародители. Невероятно, но человек с картины запросто мог оказаться его дедом в каком-нибудь сотом поколении. И коней, и беркутов уже нет на Земле, не сберегли. Их он видел только на картинках из Сети. Получается, что инопланетяне посетили его планету еще тогда, когда жил его прадед, привезли картину, образцы мебели да техники, а потом исчезли сами?!

Капитан помотал головой, таким невероятным казалось открытие. Он понял, почему не смог сразу осознать увиденное – ведь даже человеческие артефакты здесь хоть и были вполне целые, но располагались под странными углами, словно рассматривались с некой другой перспективы. Это был взгляд другого разума на человека.

А перед самими людьми был музей неизвестной цивилизации, чьи тайны теперь землянам предстояло открывать.

Автор: Zaharia

Источник: https://litclubbs.ru/duel/487-nahodka.html

Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.

#музей #заброшенный #находка #космос #планеты #роботы #научная фантастика