Для опытного резчика по дереву заполучить кап или сувель – настоящая удача. Под этими названиями скрывается редкий материал – наствольные и прикорневые древесные наросты. Внешне грубые они обладают уникальной фактурой, составляющей достойную конкуренцию ценным породам. Ее «изюминка» – оригинальный рисунок из деформированных волокон, сложившихся в интересный, неповторимый узор из множества извилистых линий. Причем угадать оттенок и текстурный узор заранее невозможно. Каждый новый срез раскрывает новые грани: то схожие с ониксом, то напоминающие муар или мрамор, то отливающие перламутром.
Чем отличаются кап и сувель?
Оба типа наростов схожи по своей природе. Сразу определить на дереве какой именно вид перед вами, фактически невозможно. Но кап и сувель далеко не одно и то же.
Кап
В простонародье этот редкий вид наростов получил название капокорня или «ведьмина веника». Растет преимущественно на березе, дубе, грецком орехе. Развивается медленно, обычно с одной стороны ствола в виде ассиметричного наплыва или шара, а также внизу у корня, образуя плоское утолщение. В весенне-летний период кап нередко покрывается листочками и пробивающимися из него молодыми веточками. Виной тому спящие почки, образующие структуру капа. Именно эти древесные узелки из замерших почек и являются основным отличием капа от сувели. Первый представляет собой сгусток запасных, не прорезавшихся почек, вторая – хаотично и очень плотно переплетенных годовых колец.
Эстетические особенности
Под корой текстура капа неоднородна: многочисленные червоточинки и узелки, типичные для него конусообразные выпуклости. Все это складывается в причудливый узор, который нередко путают с ониксовым или мраморным.
Мастера деревообработки при описании фактуры капа нередко употребляют выражение «птичий глаз». Имеется в виду многослойная фактура древесных узелков: застывшая, нераскрывшаяся почка окружена несколькими слоями древесных волокон, каждый из которых отчетливо виден. Такие «глазки» распределены неравномерно, часто очень близко друг с другом. Угадать их плотность, количество и расположение невозможно, что означает неповторимость кружевной текстуры.
На узорчатость капа влияет его размер. У больших наростов спящих почек меньше, их текстура более гладкая, фактурный рисунок не такой динамичный. В обработанном виде или готовом изделии отличить такой крупный кап от сувели очень сложно. Под крупным подразумевается нарост в несколько метров и весом до нескольких сот килограмм. Чаще встречаются более мелкие образования: от диаметра ореха до футбольного мяча или чуть больше.
Основные отличия от сувели: множество спящих почек, выпуклостей, отсутствие перламутрового эффекта, высокая плотность древесины, выраженный контрастный узор, ассиметричная форма, медленный рост (в 3-4 раза ниже, чем у сувели).
Сувель
Этот вид наростов встречается гораздо чаще, чем кап. Иначе его называют свилем или сувельвалом. В природе его легко спутать с капом – внешне различия минимальны. Сувель чаще всего представляет собой более или менее симметричное шарообразное образование на стволе березы, ясеня, грецкого ореха. Но в отличие от капа, из сувели не проклевываются веточки и листочки, поскольку у нее нет дремлющих почек. Ее гладкая без выпуклостей фактура образована хаотично переплетенными, деформированными годовыми кольцами.
Индивидуальная эстетика
Отсутствие древесных узелков, присущих капу, вовсе не означает, что у сувели скучная и невзрачная фактура. У нее своя эстетика. Ее рисунок легко узнаваем: это легкие волнообразные переливы, похожие на внезапно застывшие слои густой смолы. В отличие от бугристо-выпуклой текстуры капа, сувель обладает редкой гладкостью, обычно не свойственной древесине. А вот по плотности она уступает капу, превосходя по тому же параметру стволовую древесину.
Идеально выровненная и отшлифованная поверхность сувели уже не нуждается в эстетической доработке – она обретает характерный легкий перламутровый блеск. В зависимости от освещения, характера изделия и типа покрытия орнамент получается очень схожим с муаровым или мраморным. Мастерски исполненную из сувеля рукоятку ножа можно легко спутать с аналогом из желтого мрамора или оникса.
Особенности работы с капом и сувелью
Работать с капом и сувелью непросто – здесь требуется отточенное мастерство и опыт работы не просто с древесиной, а именно с такой необычной ее формой. Ручным инструментом здесь не обойтись – слишком высока плотность материала и непредсказуема структура. Мастера, работающие с наствольными и прикорневыми наростами, обязательно используют электроинструмент с всевозможными насадками: коронками, фрезами, дисками.
Лучшее применение капокорня и сувели
В силу своей редкости, ограниченных размеров, а также сложности обработки область использования древесных наростов довольно узка – их уникальная красота нашла применение в художественном промысле, корнепластике, изготовлении мелких интерьерных изделий, посуды, бижутерии, шкатулок, сигаретниц, ножей, ритуальных и фольклорных изделий и, конечно, курительных трубок. Среди последних выбор в пользу сувели или капа считается особым шиком.
Плотная фактура капа и сувели идеальна для изготовления деревянной посуды. Ее вытачивают на токарном станке, придавая индивидуальную форму и раскрывая утонченный рисунок. Даже у двух чаш, выточенных из одной заготовки, он будет отличаться. А какие из капа и сувели получаются разделочные доски и подносы!
Еще одно направление – элитное и сувенирное оружие: ножи, ружья, арбалеты и прочая амуниция, требующая стильного дорого оформления, надежности и долговечности.
В продаже можно найти даже мебель, инкрустированную капом или сувелью. Их используют в виде шпона для декоративной отделки.
Как сохранить изюминку капа и сувели?
Подобрать материал, выточить изделие – только полдела. Нужно еще поддержать и сберечь его эстетичность. После отделки текстура обычно меняет оттенок. Надежно защитить поверхность и максимально сохранить природную красоту поможет бесцветное масло от Osmo. Им тщательно пропитывают изделие после полировки, нанося раз за разом несколько слоев. В результате сувель обретает особый шарм – ее древесина становится похожа на кость, а прожилки, волны и линии просматриваются даже сквозь глубокие слои. За это свойство сувель нередко называют древесной костью.
Кап реагирует на масло по-своему – оно максимально выравнивает оттенок тщательно отполированной поверхности, мягко растягивая цвет и делая его переходы более плавными. Ни одно другое покрытие для обработки капа и сувели не подходит. Подчеркнуть и сделать более выразительным текстурный рисунок, не спрятав ни малейшего штриха, а также продлить долговечность роскошных изделий из капа и сувели способно только бесцветное или слабо пигментированное масло.