Найти тему
История КАМАЗа

В честь 23 февраля немного о ВСО на строительстве КАМАЗа.

Все прекрасно знают, что во времена строительства КАМАЗа в Набережные Челны были привлечены военно-строительные отряды (ВСО). Согласно Постановлению Совета Министров СССР в 1975 году на берега Камы было направлено 10 ВСО. Вот их номера: 496 – командир – подполковник Фоменко Г.С., 881 - командир – подполковник Качинский С.Л., 1038 – командир – майор Макаров В.В., 601 – командир – подполковник Баранов, 455- командир – подполковник Потапов И.Д., 216 – командир – майор Якимов, 1189 – командир – подполковник Широков, 1944 – командир – майор Лоцкий, 656 – командир – подполковник Родин, 748 – командир – Вальдман. На базе этих подразделений было сформировано 927 управление строительных частей. Начальником управления был полковник Лемаич Р.И., начальником политотдела – подполковник Веретельников Г.К.

Ноябрьская демонстрация 1977 года.
Ноябрьская демонстрация 1977 года.
Ноябрьская демонстрация 1978 года.
Ноябрьская демонстрация 1978 года.

Примечательно, что военнослужащие некоторых этих отрядов до приезда на КАМАЗ не имели строительных специальностей. Так, например, ВСО-748 до приезда в Набережные Челны был батальоном морской пехоты. Но уже во второй половине 1970-х этот отряд организовал целые рабочие смены на заводе ЖБИ-210, ЗМК и двух растворобетонных завода.

Завод металлоконструкций (ЗМК). Январь 1971 года.
Завод металлоконструкций (ЗМК). Январь 1971 года.

До декабря 1976 года 5 000 военнослужащих работали в составе строительных бригад.

-4
-5
-6

К 1977 году ВСО построили 6 военных городков за заводом двигателей и 4 – в районе литейного завода. Внизу вы можете видеть схему расположения одного из таких городков в районе литейного завода.

-7

Военные строители возводили жилые дома, работали на базе строительной индустрии (БСИ), строительстве Нижнекамской ГЭС.

После пуска главного сборочного конвейера КАМАЗа солдаты ВСО трудились в качестве слесарей-сборщиков, слесарей-ремонтников, сварщиков и аккумуляторщиков. Многие военнослужащие за «трудовой подвиг на Каме» были награждены орденами и медалями СССР.

-8

После сдачи II очереди КАМАЗа военные строители были отправлены на другие строительные объекты страны. Но были и те, кто после демобилизации остался жить и работать в Набережных Челнах.

Что касается демобилизованных из рядов Советской армии и военно-морского флота, то вот так о них отзывался Болдырев Алексей Анатольевич – начальник УС «Металлургстрой»: «Реклама стройке сделана очень серьёзная. Едет много людей, самых разных… Много демобилизованных. Мы ими очень довольны. Они не боятся трудностей, бытовых неудобств, грязи, бездорожья. Почти все бывшие воины имеют специальности, опыт работы. Армия приучила их к дисциплине, поэтому все распоряжения выполняются быстро, без лишних слов».

Обложка сатирического журнала «Чаян». Февраль 1970 года.
Обложка сатирического журнала «Чаян». Февраль 1970 года.
Фотография из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 17 января 1974 года.
Фотография из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 17 января 1974 года.

Также хочу вам показать документы, переданные в своё время в Музей КАМАЗа Пикмуллиным Вячеславом Константиновичем.

-11

Это грамота и удостоверение «Отличника военного строительства».

-12
-13
-14

Для всех защитников Родины звучит торжественный марш

-15

и играет армейский вокально-инструментальный ансамбль.

-16

С праздником!