Доброго времени дня и ночи всем читателям канала!
Набрела на необычный рассказ и хочу поделиться с Вами впечатлениями. Речь о рассказе Юрия Нагибина "Ненаписанный рассказ Сомерсета Моэма".
Я люблю творчество Сомерсета Моэма и мне нравится читать советскую литературу, так что не смогла пройти мимо. У Нагибина до сих пор читала только детские рассказы.
Это такая "шкатулка" - рассказ в рассказе.
Встреча
Моэм живет на Лазурном берегу, на своей вилле близ Ниццы. Не публикует нового - всё, что хотел сказать, уже сказано.
— Необычайно приятно писать романы, когда они пишутся, и необычайно приятно не писать их, когда они не пишутся. Тогда смакуешь каждое мгновение бытия.
Он худ, но не немощен. Правая рука дрожит при письме - профессиональная болезнь.
Круглый год на вилле, но раз в год - поездка в Лондон... обновить гардероб.
Я чуть ли не со слезами смотрел на мумизированного, изысканного джентльмена, сотворившего столько чудес. Все на нем было сверхэлегантно: летний пиджак из синей рогожки, узкие светлые брюки с бритвенно-острой складкой, бесстрашно яркий шейный платок и последней модели массивный «Роллекс», соскальзывающий на узенькое смугло-крапчагое запястье.
Юрию Нагибину на момент их встречи 45. А Моэму вдвое больше - 90. Он не считает, что многого достиг за свою жизнь:
... я почти ничему не научился. То, что я мог с самого начала, то и осталось со мной. Разве мой последний роман написан лучше, чем "Луна и грош"?
Они беседуют о старости и страхе смерти, о литературе и писателях.
И в частности, о Льве Толстом:
Это не писатель, не человек, это стихия. Он не судим, ибо не подвластен никаким законам. Он сам — закон.
А дальше Моэм опровергает утверждение, с которого начинается "Анна Каренина". Помните?
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
И дарит Нагибину сюжет на эту тему, Нагибин воплощает его в рассказ.
Вот эта часть произведения - беседа двух писателей - мне определённо нравится.
"Ненаписанный рассказ Сомерсета Моэма"
На первый взгляд герой рассказа - второй Чарльз Стрикленд, герой Моэмовского "Луна и грош". Капитан (так называет автор героя) внезапно увлекается живописью, картины его ни на что не похожи и не востребованы.
... живопись не принесла даже тернового венца, что в искусстве нередко ценнее лаврового.
Но на этом сходство с романом и заканчивается.
Капитан знакомится с благополучной и счастливой (во всяком случае внешне) семьей Джонсов. Действительно ли это счастливая семья, становится ясно из дальнейшего развития событий...
Так Моэм или Нагибин?
Трудно сказать, сколько в этом сюжете от автора, Юрия Нагибина, а сколько - от его собеседника, и вообще сколько правды в этой истории про подаренный сюжет. Написан рассказ через 20 лет после встречи.
На мой взгляд в начале и середине события развиваются вполне по-Моэмовски. Но от дальнейшего развития сюжета и развязки я ожидала другого.
Что касается литературных достоинств рассказа, то в настоящих произведениях Моэма больше психологии, погружения в чувства героев, начинаешь отождествлять себя с кем-то из них, сопереживаешь глубже.
Если бы сам классик написал рассказ или даже роман по этому сюжету, получилось бы лучше? Думаю, да. И всё-таки пару раз я ловила себя на мысли, что забываю, что это написал НЕ Моэм.
--------------------------------
А Вы читали этот рассказ? Как думаете, кого в нём больше? Как Вы относитесь к творчеству Нагибина? А Моэма?
Ещё о прочитанном по тегу #с книгой в обнимку отзывы
Спасибо за поддержку!
#отзывы о книгах #советская литература #юрий нагибин #ненаписанный рассказ сомерсета моэма