Всё-таки я решил сделать не 3, а 4 части, так как материала много, и статьи были бы слишком огромными.
Чтобы узнать, что предшествовало войне, почитайте первую часть "Дилгарская война - предпосылки". А я продолжу.
Война: Меч Империи
1 октября 2230 года империя Дилгар сделала свой первый шаг, и он был разрушительным. За несколько дней были атакованы территории Матриархата Аббай, королевства Балозиан, Свободное Землевладение Дрази и Содружество Хаяков. Рейдерские силы нанесли удар по космическим путям и аванпостам Бракири. Лига Неприсоединившихся Миров была предана огню и мечу.
Военачальница Джа'дур возглавила вторжение и завоевание секторов 24, 39, 64, 58. Восемь миров и колоний были захвачены менее чем за десять дней, а за дилгарским завоеванием последовала кошмарная серия злодеяний: колония дрази Латиг-4, насчитывавшая более 100 миллионов жителей, была уничтожена биогенетической чумой, население Балоса было порабощено, а многие балосиане были использованы в качестве подопытных морских свинок, Дратун и Фендамир (дрази) и Йоног (Хаяк) были в осаде.
Лига Неприсоединившихся Миров обратилась за помощью к Земному Альянсу, который отправил гуманитарную помощь и арендовал транспортные корабли для атакованных миров.
1 ноября крейсер класса «Гиперион» "Персефона", отправленный следить за потоком беженцев в секторе Аббаи, подвергся нападению со стороны дилгар, которые открыли огонь по гражданским беженцам и по земному крейсеру. Крейсер храбро сражался, но его сопротивление было недолгим против подавляюще превосходящих сил противника.
После этого инцидента дилгары принесли свои извинения, дружески предложив не вмешиваться в "полицейские действия" дилгар во избежание дальнейших неприятных событий.
До конца октября дилгары захватили Хилак-7 и Загрос VIII.
Официальным ответом Земного Альянса был протест и подтверждение гуманитарной помощи захваченному населению, неофициальным ответом была "Красная миссия", один из исторических шедевров EFNI.
В ноябре 2230 года миссия спецназа EFNI смогла проникнуть на дилгарскую базу материально-технического снабжения, недалеко от границы с Аббаи, на угнанном дилгарском тактическом грузовом корабле; гарнизон был перебит и уничтожен флотскими коммандос EFNI, а в большие трюмы грузового корабля были погружены два истребителя класса «Торун», ракеты, оружие, запасные части, целая главная башня тяжелого орудия линкора класса «Мешакур» и тонны документов, оперативных планов и электронных устройств хранения, полных стратегической информации и данных. Все следы были уничтожены отложенным взрывом термоядерного заряда мощностью 150 мегатонн, который уничтожил даже два дилгарских эсминца, посланных на разведку.
К сожалению, данные, которые удалось извлечь, были в основном логистической и технической информацией, а результаты анализа имели больше тактическое, чем стратегическое значение: дилгарская система шифрования, используемая в военное время, была чем-то новым, и еще не была взломана информационным отделом EFNI.
В середине 2231 года бушевала война, силы хаяков, аббаи, бракири и дрази теряли позиции, а Джа'Дур уничтожила планеты Тиролус (Аббаи), Комак Минор IV (Бракири) и Малакс (независимые) - жертвы исчислялись миллионами.
В этой сильно скомпрометированной ситуации мы все еще не могли расшифровать письменную дилгарскую информацию, но с изображениями проблем не было.
На одной из карт в плане битвы была серия красных стрел, направленных против различных миров: одним из этих миров был Маркаб, другим - Земля. Президиум решил представить "карту вторжения" правительству и специальному комитету Сената. Земные силы перешли на Defcon-3.
В конце 2231 года ситуация в ЛНМ ухудшалась: флот хаяков был уничтожен, вооруженные силы Аббаи (или то, что называлось вооруженными силами, на самом деле было лишь пограничной стражей и службой безопасности) были близки к краху, Дрази теряли позиции и лишались ресурсов, а силы Дилгара вторглись на территорию маркабов.
15 декабря 2231 года флот маркабов проигрывал сражение с дилгарами в системе Тайри, когда космос озарился десятками прыжковых точек, открывшихся перед флотом дилгар: это была оперативная группа 77, возглавляемая адмиралом Хамато, флот из 74 боевых кораблей, открывший огонь по врагу, в то время как «Фурии» роем окружили их корабли. С этого момента Земной Альянс находился в состоянии войны с Империей Дилгар.
Война: Смелые в огне
Первая битва с флотом Земных сил стала горьким сюрпризом для дилгар, светом надежды для народов Лиги и подтверждением хорошей работы, проделанной Земными силами за последние годы. До этого момента Дилгары казались практически непобедимыми, имея подавляющее превосходство в численности, огневой мощи, бойцах, организации, достаточно высокую скорость, чтобы выбирать момент боя, и безжалостность, способную потрясти противников до глубины души. Все эти преимущества, кроме одного, были потеряны против нашего флота.
Прежде всего, истребители класса «Торун» превосходили (но не так решительно) «Фурии» (вариант Тигр) со многих точек зрения, кроме вооружения и маневренности, где преимущество было на стороне земных легких перехватчиков. В основном, "Торун" не справился с задачей против "Фурии" (вариант Нова)** [Примечание 2]: менее чем за тридцать минут дилгарские истребители были скованны, а те немногие "Торуны", которые пробились сквозь "Фурии" и сократили дистанцию с тяжелыми кораблями, были сметены эскортом корветов "Олимп" и огнем перехватчиков. Огневая мощь дилгарских кораблей основывалась на ускорителях частиц и болтерах - особом типе плазменного оружия, способного вести впечатляющий огонь.
До этого момента относительно легкие корабли ЛНМ были очень уязвимы для этого оружия и для стай дилгарских истребителей, но у дредноутов, крейсеров, авианосцев, фрегатов и корветов Земного Альянса были три сильные стороны, о которых дилгары не знали: толстая и хорошо разработанная броня, электронная сеть, которая снижала эффективность лучей частиц, и, в основном, перехватчики, способные заставить плазменные болты взрываться далеко от цели.
Поначалу дилгарские корабли пытались сократить расстояние до боевых кораблей Земного Альянса, но это привело их в зону действия плазменных пушек "Гиперионов" и "Нов", и в первом же бою земные дредноуты показали, что полностью отвечают одному из своих требований: уничтожить вражеский линкор одним залпом.
Дилгарские силы начали нести большие потери и попытались отступить, но их скорость была недостаточно высока, чтобы уйти от преследования "Фурий" и фрегатов "Артемис": когда они оказались в зоне досягаемости рельсовых орудий фрегатов, битва была решена. Оперативная группа 77 потеряла пятнадцать единиц (из них три крейсера) уничтоженными и сильно повреждёнными, но из более чем 100 дилгарских кораблей менее четверти смогли скрыться в гиперпространстве. Это было первое поражение дилгар и сильный сигнал для других держав сектора: мы в игре, и мы выиграли первый раунд.
Первая победа над дилгарами потрясла все вовлеченные силы, но в этот момент были абсолютно необходимы беспрецедентные усилия стратегической координации: просто, силы Лиги призвали помощь на каждый сектор фронта, но у Земного Альянса не хватало численности, чтобы быть везде, и, в основном, использование сил в качестве местной поддержки избитых военных ЛНМ означало, что флоты Земного Альянса должны были разделиться на небольшие формирования, чья судьба: быть медленно поглощенными в топках конфликта.
Что было действительно необходимо, так это захватить инициативу и подавлять противника превосходящими силами планету за планетой, систему за системой; такую стратегию было нелегко принять миров Лиги, но командованию Земного Альянса было ясно: война должна вестись в наших условиях и в соответствии с нашей тактикой, в противном случае поражение было вероятным, и второго шанса не было бы.
Примечательным фактом является то, что в целом силы ЛНМ имели разный технологический уровень, некоторые из них, такие как врии и хаяки, были очень продвинутыми, но по ряду причин их средний тактический уровень был относительно низким: хаяки, например, были технологически близки к минбарцам со многих точек зрения, но их военная эффективность никогда не выходила за рамки концепции "послать несколько кораблей и открыть огонь по врагу". Врии были лучшими тактиками, но им не хватало стратегического потенциала. Первой задачей земных сил была организация стратегического плана, а затем определение ключевых целей.
В те дни EFNI захватили патрульный крейсер дилгар ("Первый абордаж с 200 лет назад") в результате действий "Иметь красный", а миссия "Красный кинжал" дала нам шифровальные коды дилгар и их систему кодирования связи. С этого момента мы знали, что собираются делать дилгары, каждое их движение, каждый шаг. Мы получили ключ к победе.
Реакция дилгар была двусторонней: в последующие дни не было новых вылетов земных сил, поэтому командование дилгар посчитало битву на Тайри попыткой Земного Альянса запугать их, предупреждающим сигналом от другой испуганной малой державы.
С другой точки зрения, боевые показатели человеческого флота вызывали определенное беспокойство в Имперских силах: в целом сильный и опытный флот был буквально нарезан на ленточки противником, уступающим численно и технологически. В то время Дилгары все еще рассматривали Земной Альянс как потенциальную проблему, но реальная сила человеческих армий была сильно недооценена, как с точки зрения численности, так и реальной эффективности*** [Примечание 3].
Реакция была простой: начать возмездие против человеческой колонии, одновременно удерживая под давлением миры Лиги - политика, которая хорошо сработала против Режима Нарна менее двух месяцев назад. Потенциальными целями были Бета-9 и колонии Ориона; Бета-9 была ближе, но не имела большого стратегического значения, в то время как колонии Ориона имели население более шестидесяти миллионов человек и крупные промышленные объекты. Логичным было бы нанести внезапный удар по Бете-9 и другим мелким поселениям и объектам в разных системах, чтобы оказать давление на весь Земной Альянс, но то, что у дилгар имелось в плане безжалостности, им не хватало в плане благоразумия; более того, поражение у Тайри они связывали с эффектом неожиданности и удачным ударом, а не с истинными фактами: люди были лучше, более обученными и организованными бойцами, а человеческие корабли, хотя в целом менее продвинутые, имели несколько решающих областей превосходства: электронная сеть и сеть перехватчиков давали огромное тактическое преимущество, а тяжелая броня и прочная конструкция еще больше усиливали мощь кораблей Альянса, в то время как не было ни одного дилгарского корабля, способного выдержать огонь крейсера «Гиперион» или, в основном, дредноута «Новы».
Выбор дилгар был хорошо известен: против колоний Ориона двигалась штурмовая оперативная группа, численностью более 180 тяжелых кораблей, с задачей превратить Орион VIII и его население в пепел. О чем дилгары не знали, так это о том, что их сообщения были перехвачены и расшифрованы, и что человеческие силы исчислялись не несколькими сотнями, а тысячами кораблей.
Когда дилгары вышли из гиперпространства, вместо небольшого гарнизона им противостояли V и VIII флоты, более 600 кораблей и тысячи "Фурий" (эскадрильи флота и Национальной гвардии Ориона).
Битва за Орион сегодня вошла в учебники истории, и до сих пор ведутся споры об ее истинной значимости: на самом деле это был второй раз, когда дилгары столкнулись с Земным Альянсом, выстроенным в боевой порядок, и против подавляющего числа и мощи наших флотов у них был единственный выбор - быстрое отступление, но не раньше, чем они потеряли 51 корабль и 360 истребителей. Потери Альянса ограничились семью уничтоженными кораблями, десятью поврежденными и 64 уничтоженными истребителями, а потери в экипажах и пилотах были меньшими благодаря тому, что наши силы сохранили контроль над пространством, и многие эвакуировавшиеся экипажи и пилоты были найдены после битвы.
Следующие битвы, как известно, были труднее, потому что у нас больше не было численного превосходства, как у Ориона VIII, и потери дилгар были менее благоприятными для нас в середине войны, но на этот раз результаты вызвали тревогу среди дилгар: Земной Альянс не был еще одним незначительным доминионом ЛНМ или кучкой высокомерных торговцев: им пришлось столкнуться с чем-то, по крайней мере, таким же могущественным, как нарны, с военной эффективностью и профессионализмом, которых никогда не было раньше. Это было 24 января 2232 года.
**Примечание 2
Истребитель класса «Торун», используемый дилгарами, был грозным оружием против Лиги, потому что он был разработан как противокорабельный ударный истребитель: он был быстрым, дальнобойным, с отличной системой РЭБ и мощным вооружением: в тот период силы ЛНМ не использовали космические истребители в нужном количестве, или не использовали их вообще. Военные корабли ЛНМ столкнулись с силой, способной нанести серьёзные потери и затруднить их маневры истребителями, против которых они были плохо защищены, а дилгары даже смогли навязать бой благодаря равной или превосходящей скорости основных частей.
Эта тактика, которая действительно не была бы одинаково эффективной против Центавра и Нарнов (которые использовали истребители как для обороны, так и для наступления), была совершенно неадекватна против Земных сил, которые, помимо хорошей противоистребительной защиты своих подразделений, имели истребители, которые, ценой гораздо меньшей дальности и автономности по сравнению с "Торунами", были задуманы и спроектированы так, чтобы быть одинаково эффективными как противокорабельные, так и как противоистребительные средства, а подготовка пилотов была сосредоточена не только на противокорабельной атаке, но, частично или в основном, на космическом превосходстве и противоистребительном поединке. Более крупные и менее маневренные "Торуны" оказались в затруднительном положении против более мелких, но проворных и лучше приспособленных для дуэлей "Звездных фурий".
Уроки, полученные в Дилгарской войне, имели последствия для вооруженных сил ЛНМ: Дрази приняли на вооружение превосходный тяжелый истребитель «Небесный змей» (Sky Serpent), превосходящий «Торун» по всем параметрам, а Врии, чьи крейсера класса «Ксорр» были грозным противокорабельным соединением, но уязвимым для истребителей, приняли на вооружение крейсер «Ксилл», который по противокорабельной эффективности, маневренности и скорости соответствует своему предку, одной из самых разрушительных противоистребительных систем, когда-либо существовавших.
***Примечание 3
У Земных сил всегда были традиции профессионального и тактического мастерства, с которыми, объективно, никогда не могли соперничать никакие инопланетные вооруженные силы: война - это то, что шло бок о бок с человеческой расой на протяжении всей ее истории, до и после нашего похода к звездам. Война была тяжелым учителем, но ее бремя, которое мы несли на своих плечах на протяжении веков, дало нашей военной структуре установку адаптироваться к новым ситуациям, разрабатывать новые тактики и оружие, использовать исторические прецеденты и параллели, совершенствовать обучение и развивать организацию и специализированные структуры, которые были чем-то на шаг дальше инопланетян, с которыми мы встречались до сих пор. Даже Дрази, Врии и Центавриане, не говоря уже о знаменитой касте воинов Минбари, хотя и имеют давние военные традиции, не обладают полным спектром оперативных возможностей, а также тактическим и стратегическим мастерством Земных Сил.