Часто слышала от больных, что врач назначил им для приёма препараты йода — как правило, это йодомарин — при многоузловом зобе или другой патологии щитовидной железы. А недавно даже услышала вопрос, надо ли определять в организме количество йода прежде, чем начать принимать этот самый йодомарин.
И пациенты очень удивляются, когда я говорю, что не надо ни того, ни другого. Как, мол, так - ведь йододефицит же!
Вот и назрела необходимость моей маленькой реплики на эту тему.
Итак: йод. Его роль в организме не так многогранна, как роль других микроэлементов — по сути, с ним «работает» только щитовидная железа, а вот ей он как раз очень нужен для йодирования своего «сырья» — аминокислоты тирозина. Йодированный тремя молекулами гормон тетрайодтиронин, или тироксин, более «пронырлив», чем его напарник — более активный трижды йодированный трийодтиронин.
Тироксин может проникать через плаценту, он может «доставать» обратной связью «высшее управление» — отдел выработки рилизинг-гормонов гипоталамуса и аденогипофиз, поэтому именно его высокий уровень заставляет эти центры подавлять свои «пинки» щитовидной железе, когда в крови тиреоидных гормонов становится больше ,чем нужно.
При этом тироксин и трийодтиронин запросто переходят друг в друга, соответственно присоединяя или отщепляя «четвёртый» йод. И вот тут один нюанс: если йода в крови мало, организму выгоднее йодировать тирозин тремя молекулами и получить активный трийодтиронин, чем четыремя — и получить менее активный тироксин. Основной обмен и всё прочее, на что действуют эти «напарники» при этом разницы не заметят. Но… И вот тут большой восклицательный знак.
Разницу живо заметит плод беременной женщины. к которому через плаценту материнский тироксин запросто пролезет, а трийодтиронин — фигушки. Разницу заметит «начальник» — управляющий центр. который, не получая сигналов от тироксина, будет думать, что гормонов мало, и продолжит «пинать» щитовидную железу с прежним энтузиазмом.
Что в итоге? Чем чреват в этих случаях дефицит йода? С плодом всё грустно — до определённого периода материнский тироксин регулирует у него рост и развитие органов, и в первую очередь головного мозга. Мало тироксина-мозг получится недоразвитым. И у уже рождённого ребёнка без «пронырливого» тироксина мозг своё недополучит. А с щитовидной железой? Да тоже нерадостно. Постоянно получая «пинки» гипофиза, она может гипертрофироваться, неравномерно измениться, в ней появятся кисты, узлы. Ну и, наконец, если йода совсем мало, то и на производство трийодтиронина его уже не будет хватать — разовьётся классический гипотиреоз.
Теперь о том. откуда йод берётся. Из воды, из продуктов.
Из спиртового раствора, залитого в раны — нет. Йод должен поступать в виде солей, а не в виде растворённых в спирте кристаллов. Именно поэтому совершенно бесполезно мазать шею йодом или эндокринолом или пить его каплями с водой или молоком - не усвоится. Есть такое поверье, что, мол, если намазать шею йодом, и йод быстро испарится, значит, в организме его нехватка, и это щитовидная железа всосала. Ничего подобного. Он именно испарился. И зависит скорость этого испарения не от дефицита йода в организме, а от температуры кожи, влажности воздуха и крепости самого раствора.
Так вот: из пищи и воды. Но, увы, на земле полно регионов, где йода хронически не хватает ни в пище, ни в воде. Это — зоны зобной эндемии.
У людей, живущих там, щитовидная железа, как правило, увеличена — мы помним про «пинки» гипофиза в условиях йододефицита, но активность железы при этом оставляет желать. Так вот, если вы живёте в такой зоне, вам не нужно сдавать никаких анализов на йод – и так понятно, что вам его не хватает. Анализ йода в моче сдают именно для того. чтобы вычислить такую область – это массовое исследование, и цель его – диагностика местности, а не человека.
Теперь вопрос: а нужно ли людям. живущим в такой местности принимать йод? Ну. вроде бы да. Но и тут есть несколько серьёзных «но».
Детям, подросткам, беременным женщинам, женщинам . планирующим беременность – да без «но». Выше я написала, как необходим организму йод в это непростое время. Но представьте себе, что вам хорошо за… и вы всю жизнь прожили в такой местности, не заморочиваясь никакой йодопрофилактикой. Организм привык. Он справляется. У вас, наверное, повышен или высоконормален управляющий гормон гипофиза, может быть, увеличен объём железы, равновесие тироксина и трийодтиронина смещено в сторону последнего – в общем, путём различных ухищрений гормонов щитовидной железы вы на жизнь наскребли.
И тут вдруг вы начинаете вводить в организм йод. Обрадованная железа сразу заказывает «таблеток от жадности, да побольше, побольше», избыток йода стимулирует железу ( а очень большой избыток – угнетает), трийодтиронин переходит в тироксин, непривычный к тироксину гипофиз хватается за голову, не понимая, что происходит, и в итоге мы получаем либо автономизацию существующих узлов – то есть, выработку ими гормонов с полным пренебрежением к сигналам гипофиза, либо развитие тиреоидита. Собственно, почему людей, принимающих кордарон, постоянно направляют проверяться у эндокринолога? А потому что кордарон – это йод. Много йода. И он тоже вызывает вот это всё.
Отсюда вывод: если вы, проживая в зоне эндемии, привыкли употреблять йод с детства и отрочества – ну, и продолжайте, если у вас уже нет тиреотоксикоза или токсической аденомы. Если вы прибыли в зону эндемии из йод-благополучного района, тоже начинайте принимать йод, пока его дефицит не сказался на вашей железе. Но если вы в зоне эндемии жили-жили, жили-жили, зоб нажили, да ещё и узловой, не надо поливать эти ростки удобрением в виде йода – не факт, что результат вас порадует. Если же у вас уже развился гипотиреоз, вам нужен не йод, а тироксин. Это – дорога с односторонним движением, йодом отказавшую щитовидную железу вы в норму не выстимулируете ( о, какой слово – прямо для скороговорки). Так что резюмирую: взрослым и пожилым, постоянно живущим в местности, бедной йодом, людям принимать йод не нужно.
Это всё предостережение от самостоятельного лечения – не совет.
А совет, как всегда: реальный контакт с реальным врачом – в реале. Будьте здоровы.