Развитие высших психических функций у ребёнка происходит произвольно на протяжении его развития, это очень сложный процесс, не смотря на визуальную его простоту. Есть четыре основных: внимание, память, мышление и восприятие. Мы поговорим о развитии первых двух, которые тесно взаимосвязаны между собой и будут развивать функции следующие за ними.
Знаете ли Вы, что не каждый ребёнок способен развиваться полноценно без помощи родителей?
Высшие психические функции формируются на основе биологических предпосылок. Биологические предпосылки - это патология беременности, сложные роды, инфекции как внутриутробные, так и приобретённые в процессе развития ребёнка, токсические отравления (курение не только мамы но папы, алкоголь и многие другое) и конечно же генетическая обусловленность. Генетика это двигатель прогресса в развитии здорового человека….
СОВЕТ: Исключив из своего рациона жизни пагубное курение, алкоголь, наркотики или приближённые к ним компоненты, можно в огромное количество раз улучшить свой генетический фонд. И позволить новому поколению быть здоровым.
Какие бы не были у ребёнка или у Вас сложности со здоровьем нужно заниматься его развитием. Не может сделать что-то одно компенсируйте другим.
СОВЕТ: Это для малышей от 3 лет. Например, не может хорошо вырезать (детскими)ножницами, не заставляйте его делать это. Вырежете сами фигурку и попросите его сложить квадрат пополам, потом ещё раз пополам, круг сложить пополам, овал и треугольник и тд, здесь он подключит не только моторику но и мышление (как сложить треугольник). Обязательно давайте раскраски, и пусть разрабатывает моторику и восприятие на раскрасках, а потом он сам начнёт хорошо держать ножницы и вырезать.
Природой запрограммировано так, что ребёнок должен поэтапно развиваться. Но он находится в ограниченном социуме, поэтому что Вы ему дадите, такое развитие он и получит!
СОВЕТ: Сидя с телефоном или планшетом полноценное развитие высших психических функций малыш не получит. Поэтому если Вы прибегаете к этому подходу не ждите хорошей учебы и покладистого поведения, и тем более каких то достижений.
Функция Внимание - одна из первейших функций ребёнка. При рождении его внимание рассеяно (непроизвольное внимание) и поэтому над кроваткой вешают музыкальную подвижную игрушку, она должна научить ребёнка привлекать внимание (зрительный гнозис), плюс он слышит мелодию (восприятие и слух) и конечно тянется ручкой (моторика и сенсорика).
Дальше внимание ребёнка привлекает всё большее количество вещей, звуков и процессов.
Внимание ребенка сначала направляется на статические внешние признаки предметов (цвет, блеск, яркость, размер, способность производить любые звуки).
Внимание - это природная функция заложенная генетикой, именно внимание помогает нам выжить во многих сложных ситуациях.
На первых неделях жизни (от 2-х до 4-х) появляется зрительная и слуховая сосредоточенность. Дальше по мере развития, чем больше ребёнок видит разнообразных игрушек, тем лучше. Привлекайте его внимание звуком, цветом, яркостью и разными размерами.
С развитием двигательной и хватательной активностью малыш начинает проявлять интерес к действию с предметом. Например различные мячики (гладкие, пупырчатые, с вогнутыми проймами для пальчиков, мягкие, большие, маленькие, полосатый в горошек и тд). Он будет запоминать, какой из них больше, какой мягче, какой яркий.
СОВЕТ: Играя с ребенком, катая ему мячики не молчите, думая о том, что он ничего не понимает! Ваши слова начинают формировать у ребёнка навыки. Например: «Толкнули мячик полосатый!» и говорите ему с яркой интонацией: «Лови полосатый мячик!» дальше, «Лови большой мячик!». Потом расскажите, как держать мячик. Например: «Держи крепче, толкай!» Приковывайте внимание к мячикам, играйте разными, и с яркой окраской в голосе.
Весь день играть в яркие игры тяжело! Но необходимо периодически, несколько раз в день играть в игры формирующие навыки.
Яркая игра воспринимается ребёнком не более 8-10 минут, дальше его внимание будет рассеяно.
с 1-2-х лет появляется произвольное внимание. К 1-му году жизни ребёнок играет уже двумя предметами одновременно. Одной рукой катает мячик, а другой выкладывает кубики из коробки. Без этих простых игрушек будет сложно формироваться внимание.
На данном этапе формирование внимания происходит в совместной деятельностью со взрослым! Идёт ориентировочно-исследовательская деятельность.
Внимание хорошо развивать давая четкие инструкции ребёнку и помогая их выполнять. Например: «Пойдём возьмём вон тот синий мячик!» ребёнок либо ползёт, либо идёт за мячиком, не забывайте хватить его! Пойдём мыть руки или пойдём кушать.
Позже ребёнок начнёт давать самоинструкции в 3-ем лице: «Паша пошёл кушать». Взрослый, по-прежнему остается в числе важнейшего объекта познания и внимания, выступает сильнейшим стимулом в развитии внимания ребенка.
Стремление к пониманию речи взрослого приводит к увеличению продолжительности сосредоточения ребенка на словах взрослого, понять которые можно, когда дослушает до конца. «Я дам тебе вкусную конфетку!», дослушав до конца, ребёнок получает награду. Малыш с удовольствием и интересом слушает выразительное чтение родителя художественных произведений детской литературы (считалки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы), даже без соответствующих наглядных опор. Это способствует развитию социального, опосредованного и произвольного внимания.
СОВЕТ: с 6-и месяцев и до….. Купите недорогие книжки или скачайте в интернете короткие сказки или стихи. Читайте ребёнку прямо во время игры, попробуйте отвлечь его яркой эмоциональной окраской голоса. И обязательно прочитайте ему одну сказку или стишок. Тем самым это послужи тренировкой привлечения внимания и умения переключаться с одного дела на другое.
Обязательно читайте книги ребёнку перед сном.
Игры:
Для совсем маленьких детей с 6-ти месяцев нужны звуковые игрушки на внимание. Например звуки животных (хрю-хрю, гав-гав, иго-го и тд), или как идут часы (тик-так). Привлекайте внимание ко всему новому, остановитесь и покажите ему предмет и расскажите о его отличительных чертах.
Категория 2-3 года. «Хлопни когда услышишь».
Предложите ребёнку поиграть в активную игру на внимание. Нам нужно направить избирательное внимание ребёнка на тот или иной объект. Например: хлопни в ладоши, когда услышишь слово «лошадь». Но в этом возрасте нужен и визуальный контакт, поэтому при слове «лошадь» показывайте ребёнку картинку лошади, потом усложняйте без картинки.
Категория 3-4 года. «Дорисуй картинку»
Нарисуйте (скачайте) картинку с недостающими деталями (машину без колеса, мышку без хвоста, дом без крыши) и пусть малыш внимательно смотрит и конечно размышляет где и чего не хватает.
«Повторяй за мной»
Можно играть и дома и на улице, увлекательно и не требует затрат. Придумайте разные задания, например на одной ноге постоять, попрыгать, повернуться вокруг своей оси, хлопать в ладоши два раза, потом один и снова два и тд.
«Найди отличия»
Вам нужно найти две почти похожие картинки, но не более 6 предметов на каждой картинке, в них должны быть отличия, и дайте задание ребенку их найти. (такие картинки можно найти в интернете или развивающем журнале в любом киоске)
С 4 до 5 лет внимание ребёнка усиливается, он становится внимательнее и готов выполнять более сложные инструкции, но не более 20 минут.
Например поиграйте с ним в «4 стихии»
Дайте инструкцию ему, каждое слово соответствует стихии, например вода – руки разводим в стороны и колышим, земля - руки опускаем вниз, воздух - поднимаем вверх, а огонь - прыжок. И четко говорите ребёнку: Огонь, вода, воздух, земля. Можно придумывать разные варианты. Например с животными: медведь, лиса, заяц,
Игра для 7-и лет «Муха» отличная игра на внимание.
Эта игра помогает длительно удерживать внимание, и в то же время она увлекательная. Нарисуйте квадрат, и разлинуйте его так, чтобы в нем получилось 9-ть квадратов, в одном из квадратов (внизу, вверху) нарисуйте муху. Давайте ребёнку команды. (вверх, вниз, вправо, влево). Он ставит палец на первый квадратик в левом углу снизу и начинает выполнять ваши команды, чтобы поймать муху. Вы направляете таким образом, чтобы в итоге ребёнок пришёл пальчиком в квадрат, где нарисована муха. Вариантов этой игры великое множество.
Перейдём к следующей важной функции.
Функция памяти – по характеру психической активности память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
Образная память запоминает конкретные наглядные представления воспринятых ранее предметов и явлений.
Двигательная память заключается в запоминании и в воспроизведении различных движений.
Эмоциональная память - запоминание и воспроизведение ранее пережитых чувств (недовольство, удовольствие, радость и тд)
Для словесно - логической памяти характерно запоминание и воспроизведение не конкретных представлений а общих понятий отражающих ряд сходных предметов и явлений сформулированных словесно.
В 3 месяца жизни память ребенка начинает активно проявляться в запоминании лиц и голоса своих близких людей. Ребенок начинает учиться отличать "своих" от "чужих" и соответствующим образом реагировать на их появление.
Говорите ребёнку: «Это баба, а это папа!» показывайте рукой и интонацией. Показывайте на себя и говорите «Я мама, мама любит тебя!» и так много раз в день, акцентируйте внимание на всём.
Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам. Это так называемая моторная, или двигательная, память. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память.
Прежде чем выбирать методику для развития памяти, следует сказать, что различают кратковременную, долговременную и мгновенную память, и каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры.
Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик, например игры.
Игры:
Как же дальше формировать память? На том этапе, конечно, играть с ребёнком. Все знают различные игры, их можно найти в интернете.
Например «Найди, кто спрятался?!» Но что бы ребёнок играл необходимо сначала показать ему и рассказать про эти предметы. Например звери: заяц, медведь и лиса. Или фрукты банан, яблоко и груша. Проговаривая название, мы тренируем слуховую память, а пряча предметы, мы тренируем зрительную память. Прятать можно куда угодно, за спиной, в мешок и тд, брать не более 3-х предметов. Убрали и спросили, чего нет или кого нет?
Ещё одна игра «Кто пришёл?». Рассадите перед ребенком три игрушки. Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один гость почему то запаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами добавьте одну игрушку. Пусть малыш угадает, «кто пришёл».
Ещё одна прекрасная игра не требующая затрат «Спичечный шкаф»
Сделайте из спичечных коробков шкафчик с выдвижными ячейками. Обыграйте ситуацию, будто к малышу пришёл сказочный герой с маленьким кладом в руках (вырезать или смять из цветной бумаги кружок или комочек) и захотел спрятать своё сокровище в шкафчик. Пусть малыш выдвинет ящик и положит в него сокровище. Далее герой расспрашивает о чём-то малыша (чтобы ненадолго завлечь его), а потом начинает «собираться» домой и просит отдать его клад. Малышу придется вспомнить, в какой ящичек он положил клад. Так можно играть каждый день с разными героями.
Развитие памяти при просмотре ярких картинок! Что это?
Для этой игры лучше всего подходят яркие картинки, карточки или просто использовать картинки с книжек малыша. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок на названные мамой или папой части тела самостоятельно постарался показать их на картинке, например: глазки, ушки, лапки и хвост. Если возникают затруднения с указанием того, что вы называете, то стоит поменять картинку с явно видными для малыша частями. После чего усложнять игру, показывая незаметные части, требующие большего внимания. Это можно проделать и на обычных игрушечных животных.
Начиная с двух лет, покупайте ребёнку развивающие журналы, и вместе с ним проходите увлекательные приключения предложенные в журнале. Вам ничего не надо выдумывать, яркие картинки и много разнообразных заданий. Их можно выполнять много раз, перечитывая журнал снова и снова. Можно находить игры в интернете.
СОВЕТ: Сделайте для ребёнка карточки, или купите готовы, с животными, растениями, транспортом, продуктами и тд. Показывайте ребёнку такую карточку с описанием основного элемента или значения. Например: карточка с лисой (это зверь, хитрый, рыжий, длинный хвост), яблоко (зелёное, вкусное, круглое), самолёт (он летит, у него крылья, он большой). Это можно делать много раз в течение дня. Используйте за раз не более 5 карточек, по мере запоминания меняйте их, а потом не забывайте возвращаться к пройденным.
Это лишь малая часть того, что можно сделать для развития внимания и памяти. Но думаю смысл этого всего Вам понятен. Занимайтесь с ребёнком, говорите ему с первого дня жизни обо всем. Каждое ваше слово и дело - это проводники в большой мир. Именно ваше старание в развитие ребёнка поможет правильно развиваться всем высшим психическим функциям.
ТЕМА: В следующей статье поговорим о развитии мышления и восприятия, чем же важно их развития и как это можно сделать.