В 2003 году один из наших самых любимых киногероев, эльф Бадди, весело ответил на деловой телефонный звонок своего отца вопросом: "Эльф Бадди, какой твой любимый цвет?", и зрители сочли это очаровательным (папа Бадди не очень). Что может быть лучше для того, чтобы растопить лед, чем узнать любимый цвет вашего нового друга? Но почему нас волнует, какой у кого-то любимый цвет? Почему у нас вообще есть любимые цвета?
Исторически сложилось так, что эмпирически трудно объяснить, почему у нас есть любимые цвета. Исследования показали, что люди часто ассоциируют цвета с чувствами, и было легко доказать, что людям нравятся определенные цвета. Однако, поскольку не было стандартизации цветов или меньшего подмножества цветов, с которыми могли бы работать ученые, никто не мог объяснить, почему нам нравятся определенные цвета.
Экологическая теория валентности
Появилась Карен Шлосс. В детстве ее любимым занятием было упорядочивание мелков. Неудивительно, что сегодня Шлосс является доцентом кафедры психологии Висконсинского института открытий при Университете Висконсин-Мэдисон и провела важнейшие исследования в области цветовых предпочтений.
"У меня, безусловно, очень сильные цветовые предпочтения, которые менялись с течением времени", говорит она. "Эти предпочтения влияют на массу решений, которые мы принимаем от одежды, которую мы носим, до того, как мы окрашиваем наше окружение, и до продуктов, которые мы покупаем".
Зная, как цвета влияют на нашу повседневную жизнь, она хотела выяснить, почему. Проведя серию лабораторных исследований в период с 2010 по 2017 год, она и ее соавтор, доктор философии Стивен Палмер, исследователь из Калифорнийского университета в Беркли, задались целью выяснить, почему нам нравятся одни цвета больше других.
Шлосс и Палмер выдвинули гипотезу об экологической теории валентности (ЭТВ), которую они описывают в своей работе 2017 года как теорию, согласно которой "...людям нравится/не нравится данный цвет в той степени, в какой им нравятся/не нравятся все объекты и субъекты, которые они ассоциируют с этим цветом".
Например, людям часто нравятся голубые оттенки, потому что они напоминают им о ясном небе и чистой воде. С другой стороны, люди обычно сторонятся коричневых оттенков, потому что они напоминают нам о фекалиях или гниющей пище такова была их гипотеза. Были ли они правы?
Цветовая волна
Чтобы изучить EVT, Шлосс и Палмер провели серию лабораторных исследований с несколькими отдельными группами участников, которые оценивали цветовые предпочтения, какие цвета заставляли их думать об определенных объектах, и представляли ли эти объекты положительные или отрицательные вещи.
Результат: Взвешенные оценки аффективной валентности, или WAVE. "Мы обнаружили, что корреляция составила .893, объясняет Шлосс. Это означает, что 80 процентов изменений в средних цветовых предпочтениях от одной группы людей к другой зависело от того, насколько другим людям нравятся предметы, связанные с этими цветами". "Это действительно здорово", продолжает Шлосс. "Это наше первое доказательство того, что эти паттерны цветовых предпочтений могут быть объяснены объектами, связанными с этими цветами".
С помощью этих данных пара могла бы исследовать различные темы цветовых предпочтений, такие как индивидуальные предпочтения, изменения со временем или даже культурные предпочтения. Однако результаты исследования WAVE были только корреляционными; в них не было четкого объяснения того, что заставляет человека любить определенный цвет или почему он меняется со временем.
Лесенка против клубники: Исследование цвета
Шлосс и Палмер выдвинули гипотезу, что предпочтение цвета обусловлено тем, как человек относится к объектам этого цвета. "Идея заключается в том, что если мы будем вызывать у вас в памяти определенные объекты, которые, скажем, являются позитивными и ассоциируются с определенным цветом или негативными, мы должны быть в состоянии изменить ваши цветовые предпочтения в течение даже лабораторного эксперимента".
Чтобы проверить это, они представили участникам объекты, ассоциирующиеся с красным и зеленым цветами. Одна группа видела позитивные красные образы, такие как клубника и розы, а также негативные зеленые образы, такие как рвота и слизь. Вторая группа видела обратное: негативные красные образы, такие как поражения, и позитивные зеленые образы, такие как лес и киви.
"Мы обнаружили, что нам удалось значительно повысить предпочтения людей в отношении цветов, которые ассоциировались с позитивными вещами, которые они видели", объясняет Шлосс. "Если вы видели позитивные красные вещи, вы могли значительно увеличить свое предпочтение красных цветов, а если вы видели позитивные зеленые вещи зеленых".
Для большинства людей, говорит Шлосс, негативные красные вещи, такие как повреждения, являются отвратительными. Однако она продолжает говорить, что некоторые из участников исследования могли быть студентами медицинских вузов. Поэтому такие вещи, как повреждения, могут быть интересны для этой группы людей. Следующим шагом исследователей было выяснить, смогут ли они предсказать, насколько изменятся предпочтения человека в зависимости от того, насколько ему нравятся изображения, которые он видел. Оказалось, что это возможно.
"Если вы активируете ассоциации с определенными объектами, это может оказать большее влияние на ваше предпочтение цвета", говорит Шлосс. Под активизацией она подразумевает напоминание о существовании объекта, по сути, приведение его в порядок.
"Эти [объекты] будут иметь больший вес, чем те, которые я не активировала", объясняет Шлосс. Например, если участники эксперимента видели позитивные изображения красной клубники, а не поврежденной, у них с большей вероятностью возникала позитивная ассоциация с красным цветом.
Это объясняет, почему человек может испытывать положительные или отрицательные чувства по отношению к определенным цветам. Все зависит от того, как вы со временем воспринимаете предметы этих цветов.
Девушки тяготеют к розовому и фиолетовому цветам, потому что они часто видят одежду, игрушки и телевизионные передачи, в которых используются эти цвета. С другой стороны, когда они видят рвоту и другие отвратительные вещества желтовато-зеленоватых оттенков, они будут более склонны отворачиваться в другую сторону при виде этих цветов. На самом деле, желтовато-зеленоватые цвета меньше всего нравятся во всем мире, говорит Шлосс. Оказывается, рвота практически для всех одинакового цвета и одинаково отвратительна.
Эволюционное стремление быть счастливым
Ученые, такие как Шлосс, исследовали идею о том, что цветовые предпочтения могут быть частью нашего эволюционного замысла. "Я могу сказать, что идея заключается в том, что цветовые предпочтения действуют как функция управления, которая направляет нас в сторону вещей, положительно влияющих на наше общее здоровье и благополучие, и в сторону от вещей негативных, объясняет Шлосс.
Это похоже на то, почему люди обычно не любят очень горький вкус, потому что эволюционно этот вкус ассоциируется с ядовитой пищей. По словам Шлосс, предпочтение цвета может быть понято в аналогичных рамках. Однако она отмечает, что цвет предметов не всегда имеет рифму или причину. Для людей сегодня выбор цвета, который нам нравится для нашего дивана, помогает нам процветать (т.е. быть счастливыми) и избегать цветов, которые приводят нас к неудачам, т.е. к несчастью, как описывает Шлосс в своей работе, опубликованной в 2015 году в журнале Attention, Perception, Psychophysics.
"Я могу выбрать цвет корпуса своего мобильного телефона любой, какой захочу... и поэтому есть такие произвольные аспекты", говорит Шлосс. "Но идея заключается в том, что у нас есть механизм обучения, позволяющий узнавать ассоциации между цветами и объектами или понятиями, а затем использовать их для формирования наших суждений о цветах. Это могло бы быть чем-то адаптивным для нас".
Итак, хотя наличие любимого цвета не является для современных людей выбором жизни и смерти, ответ на вопрос Бадди "Какой твой любимый цвет?" может дать нам больше информации о наших симпатиях и антипатиях, чем мы думали ранее.
Вот это интересно
Синие оттенки являются самыми популярными, даже в межкультурных отношениях. Исследования, например, Шлосс, объясняют это тем, что синий цвет почти всегда ассоциируется с универсально положительными вещами, такими как чистая вода и голубое небо. Фактически, в ее исследованиях синий цвет был единственным цветом, для которого участники никогда не указывали негативные объекты.