Найти тему

Пограничное училище на площади Брежнева. Декабрь 1986 года. Часть II

Началась агрессия...

Первый раз Училище подняли по «Тревоге» перед обедом, около 12 часов дня. Без оружия, прямо с аудиторий и учебных классов.

Построились на плацу.

Плац Алма-Атинского Пограничного училища. Фото  -  сайт pogranichnik.ru
Плац Алма-Атинского Пограничного училища. Фото - сайт pogranichnik.ru

Слегка напрягло появление Начальника Учебного отдела (Первый зам Начальника Училища) полковника П.В. Таратуты. Он был в сапогах, но вот брюки, которые в них были заправлены – были так называемые параллельные, то есть под туфли.
Что-то тут не так, явно не учебная тревога.

Начало истории -

Ситуацию разъяснил начальник Училища генерал – лейтенант И.Г. Карпов:

На площади Брежнева толпа хулиганствующих молодчиков. Возможно, придется выезжать. Надо помочь в наведении порядка. Если уж совсем плохо будет – снимаЙ ремень и ( бей) бляхой по мордасам (дословно).

Но тогда мы никуда не поехали, все шло по обычному плану учебного дня. Обед, потом самоподготовка. И только около 18 часов нас подняли снова.

На это раз - была поставлена задача: встать оцеплением здания ЦК Компартии Казахстана и не допустить проникновения внутрь участников беспорядков.

С такой же задачей стояли в январе 2022 года офицеры и курсанты Академии КНБ Казахстана – нашего Училища.

Ситуация  на момент нашего прибытия. Фото площади -современное, из открытых источников.
Ситуация на момент нашего прибытия. Фото площади -современное, из открытых источников.

У нас не было ничего – ни касок, ни оружия, ни пресловутых лопаток. Вообще ничего.

Подъезжая к площади, мы слышали гул, как будто волны выходят на берег, как прибой. Спешившись и заняв свои места вокруг ЦК, мы увидели картину:

Толпа. Черная толпа, из-за основного цвета своей одежды. Кричащая, орущая. Это и был «звук прибоя». Беснующаяся. Заполнившая всю площадь, но поделенная на две части - парням это удалось.
Двумя тонкими линиями стояли они между двумя частями толпы, в своих белых пластиковых касках. Их было мало, безумно мало по сравнению с теми, кто им противостоял.
Сверху это было отчетливо видно.

Но им даже удалось начать вытеснять левую группу в сторону Телецентра. А справа волна за волной накатывала толпа. От здания ЦК было видно, что в руках у них колья, какие-то дубины. Потом мы увидели эти «дубины» вблизи – аккуратно нарезанные куски арматуры.

За линией оцепления перед трибуной валялись каски, разбитые…

И над площадью летали снежки. Такое было впечатление сначала – толпа кидает в бойцов внутренних войск снежки, а те, почему то, закрываются от них щитами.

Но это были не снежки. Это были куски мрамора, которые мирные протестующие выдирали с облицовки парапета площади, разбивали на фрагменты размером с ладонь и пускали в дело.

- Парни, ремни снимайте, они за ремни из строя выдергивают и потом добивают…..– проходя мимо, сказал кто - то из ВВ-шников.

- Что тут у вас, братан?? – спросили.

- Да амба полная. Они с арматурой, кольями. Пьяные, обкуренные. Прут как зомби. Наших уже больше половины выбили. С Фрунзе (столица Киргизии) батальон (СМЧМ) идет. Но когда придет – черт его знает.

Жесть. Видя такое дело, разворачиваемся и к нашим водилам. Позаимствовали монтировки, баллонные ключи.

В Училище ушли машины, за касками и за лопатками. Дурных с голыми руками на арматуру и колья кидаться не было.

  • Вот тогда на площади появились лопатки. И только у нас.

Машины вернулись, мы экипировались. Стало немного поуверенней.

А на площади, между тем, дела становились все хуже и хуже. Толпа зверела от своей безнаказанности, усиливая напор.

Наиболее отмороженные прорывались по правому флангу, со стороны Фурманова, к нашему оцеплению. Провоцировали, горлопанили всякие гадости, почему то исключительно на русском языке. Грозили всякими карами, хотя мы их не трогали.

Так, периодически имитировали начало движения – они тут же откатывались назад.

  • Оружия у нас не было, но оно было у дядек среднего возраста с серьезными лицами. Они приехали около десяти вечера на двух автобусах. Без суеты вышли из автобусов, в руках – большие сумки с экипировкой, зашли внутрь здания. Одни из них, обернувшись на входе, сказал:

- Парни, если что – ныкайтесь под окна. (мертвая зона при стрельбе через окна первого этажа).

Понятно, кто это были… Как стало понятно, что ЦК толпе не отдадут. Ни при каких условиях.

  • В какой- то момент увидели – по Фурманова, сверху едет милицейский УАЗ-ик, в сторону Сатпаева. Это правый край площади. А там беснующаяся толпа. И УАЗ-ик в эту толпу уперся.
Перекресток Фурманова-Сатпаева. УАЗ-ик шел слева. Слева вверху - здание ЦК, где мы стояли в  оцеплении.
Перекресток Фурманова-Сатпаева. УАЗ-ик шел слева. Слева вверху - здание ЦК, где мы стояли в оцеплении.

Машину остановили, экипаж, трех человек, вытащили наружу, в толпу… Саму машину опрокинули и подожгли. Стало ясно – парням корячится пушистый полярный лис... Без вариантов.

И тогда над курсантским оцеплением раздался крик «Мужики!! Наших бьют!!!».

Окончание истории

Всем добра

Остальные публикации канала

Ваши лайки и комментарии помогут сделать канал лучше и интереснее. Ну и помогут его продвижению.

#армия #служба #пограничные войска #история #ссср #пограничное училище #желтоскан #площадь брежнева #алма-ата #декабрь 1986