Найти тему
Великая эпоха

История личного врача Ленина

Врач Залманов, лечивший Ленина, уехал на Запад, благодаря вождю, отпустившего доктора за границу. А там называли «Гиппократом 20 века» Абрама Соломоновича Залманова за его медицинское мастерство.

Родившись в Гомеле летом 1875 года, Абрам после окончания гимназии поступил в университет Москвы. Учебу оплачивал, подрабатывая то контролером, то строительным мастером, то судебным писарем. На четвертом курсе Соломонович и перешел с медицинского факультета на юридический. Примкнул к революционерам, за что был арестован, отпущен и исключен из «универа». Поехал в Германию, где и довел до конца медицинское образование на соответствующем факультете Гейдельбергского университета. Поработал ассистентом профессора Эрба, осваивая и иные профессии попутно. Далее пришлось поработать Залманову рыбаком и репортером, вспомнил он и строительную профессию мастера, одно время даже был чистильщиком обуви. Пройдя все эти «круги ада», попал на начальственную должность директора в генуэзской курортной лечебнице. Туда приезжали поправить здоровье Клара Цеткин с Розой Люксембург, Плеханов и другие люди вплоть до матросов с «Потемкина».

На 1-ю мировую войну Залманов попал с ее началом. Служил в звании медицинского генерала, командуя пятью санитарными поездами. Сам оперировал раненых солдат, попал под обстрел, получив ранение. За работу медицинскую свою был награжден медалью.

 Залманов и Ленин.
Залманов и Ленин.

В Москве Абрам Соломонович работал в госпитале, переехав туда. Случившаяся революция обрадовала врача, он был замечен Лениным и назначен им начальником над всеми курортами России. Лечил Надежду Крупскую от базедовой болезни, как и вождя после тяжелого ранения в 1918 году. Ленин поправился, но другие медики поставили Ильичу сразу три диагноза, определив у него неврастению со свинцовым отравлением и сифилис мозга. Пару пуль из тела Ленина так и не вынули. Началось лечение другое с применением мышьяка, ртути и солями йода. Тут вождь и захирел, получив отравление почек и печени. Залманов раскритиковал подобные методы лечения, отрицая использование этих «лекарств». На то и обратил внимание Ленина, отправившего Соломоновича за границу для повышения квалификации в 1921 г.

Ильич скончался, а Залманов оставался за рубежом. Там и работал по медицинской части. Овладел пятью иностранными языками, получил доступ в европейские клиники. И в них осваивал новые методики лечения. Познакомился и с заграничными медицинскими светилами, перенимая их опыт. Но упор делал по лечебной теме не на химические препараты, а натуральные вещества. Абрам Соломонович знал о побочном действии искусственно созданных лекарств, оттого и отрицал их использование. Изучая жизнедеятельность капилляров и клеточный обмен, Залманов создал теорию, написав несколько книг о ней. Названия их были оригинальными. А метод лечения, им рекомендованный, назывался капилляротерапией. Мельчайшие кровеносные сосуды Соломонович считал главными защитниками организма, предотвращающими раннее старение. Улучшение работы капилляров приводило к омоложению - так думал медик. Использование целебных ванн (с добавлением в воду особых эмульсий) по Залманову помогало по теории сердечной деятельности и нормальному функционированию всех внутренних органов. Приверженец натуропатии стал известен всей Западной Европе. К нему зачастили политики и аристократы, актеры и министры. Методы лечения по Залманову стали использоваться в санаториях многих стран. Принимали залмановские ванны и нацистские бонзы, стареть не желавшие, несмотря на еврейское происхождение натуропата.

В СССР тоже заинтересовались методами лечения Соломоновича, но получился конфуз. Однажды в ванну, содержавшую скипидарную эмульсию, залез важный партиец. Обжегшись в интимном месте, так как невнимательно изучил правила инструкции по сей процедуре, он разъярился и запретил салмановский метод лечения.

Абрам Залманов в молодости сам болел. У него был открытой формы туберкулез. Медику удалось излечиться самостоятельно, но в 1914 году он заразился тифом, выздоровев снова. Был еще у него инфаркт в 1940-м году, а в 79-летнем возрасте и инсульт, но врач-натуропат прожил 90 лет, скончавшись в Париже. В 1965 году был похоронен, считаясь официально советским гражданином. Но прах «вечного студента» и «еретика от медицины» остался за рубежом.