Найти тему

One book wonder по-русски: гении одного романа родом из России

Оглавление

Не так давно мы познакомили вас, дорогие читатели, с феноменом писателя одной книги (первая часть и продолжение) — ситуацией, когда автор становится известным и востребованным, остаётся в памяти благодаря лишь одной своей книге. Так получилось, что в той подборке были лишь иностранные писатели, но как обстоят дела с этим в России?

Мы вас услышали и решили сделать продолжение — авторы одного хита родом из России.

Напомним, что термин one book wonder не устоявшийся, мы лишь перефразируем феномен one hit wonder из музыкальной индустрии, где так обозначают певцов, исполнивших лишь один хит и ставших благодаря нему популярными. Иногда такое случается и в литературе. Сегодняшнюю подборку мы посвятим русским писателям одного романа.

Итак, начинаем…

Денис Иванович Фонвизин, «Недоросль»

-2

Работавший переводчиком в министерстве (тогда — коллегии) иностранных дел Фонвизин рано начал брать заказы на стороне — переводил книги, повести и философские трактаты. И если сегодня за такие подработки чиновника бы отчитали или даже уволили, то в случае Фонвизина это, наоборот, дало ему продвижение по службе. Он стал секретарем Никиты Панина, воспитателя будущего императора Павла, ездил в заграничные командировки и там познакомился с европейской либеральной мыслью: много рассуждал о бессмысленности крепостного права, встречался с Бенджамином Франклином. Главный труд своей жизни — сатирическую комедию «Недоросль» — Фонвизин писал три года. Изначально запрещаемая, пьеса все же проникла на сцену и имела большой успех. Остроумием писателя восторгалась сама императрица, а один из ее придворных, по легенде, сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». И действительно, мы едва ли знаем другие произведения Дениса Фонвизина. Хотя он писал их, даже страдая от паралича, который и стал причиной его смерти в возрасте 48 лет.

Александр Сергеевич Грибоедов, «Горе от ума»

-3

Развитый не по годам, Грибоедов стал бакалавром (как тогда говорили — кандидатом) словесности в 13 лет. В 17 лет пошел добровольцем на фронт Отечественной войны 1812-ого года, но пробыл там лишь 4 месяца, после чего тяжело заболел до самого конца войны. Несмотря на то, что сейчас Грибоедов известен лишь как автор «Горя от ума», он написал множество других произведений и, без сомнения, создал бы еще, если бы не ранняя смерть от рук религиозных фанатиков, устроивших резню в русском посольстве в Тегеране. Александр Сергеевич стал самой высокостатусной жертвой теракта, во многом потому, что активно помогал защищать посольство. Извинением за инцидент, унесший несколько десятков жизней сотрудников посольства, стал алмаз «Шах», подаренный персидским шахом России.

Александр Николаевич Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»

-4

Радищев мог так и не остаться в истории России, стать обычным пажом и прислуживать императрице, но он выбрал другой путь. Поступив на службу, он быстро разочаровался в ней и через 4 года вышел в отставку. Но мысли об устройстве России и положении сословий не оставляют его. Первые главы ставшей роковой в его жизни повести Радищев анонимно издает в журнале, полный же текст он напечатает сам на своей печатной машинке двадцатью годами позже. В предисловии сказано, что повесть разойдется совсем малым количеством экземпляров и попадет в руки лишь самым близким друзьям. Тем не менее, вольнодумное произведение прочла и сама императрица, которая назвала автора «бунтовщиком, похуже Пугачева». Радищева арестовали и приговорили к смертной казни, которую позже заменили ссылкой в Сибирь. Но и там Александр Николаевич продолжал писать философские трактаты. С воцарением Александра I положение в стране изменилось и Радищев был допущен к составлению законов. До сих пор остается загадкой причина смерти писателя: то ли он умер от продолжительной болезни, полученной еще при ссылке, то ли это было самоубийство, к которому его принудили за составление слишком свободолюбивых законов.

Петр Павлович Ершов, «Конёк-Горбунок»

-5

Сибирский самородок Петр Ершов создал свое знаменитое по сей день произведение в 19 лет, учась в институте. По легенде, он показал первые главы будущей сказки Пушкину и тот сказал, что теперь может со спокойной душой уходить из жанра сказок, ведь ему нашлась хорошая замена. Окончив институт, Ершов уехал в Тобольск, где, начав простым учителем, вскоре стал директором школ и чиновником. Одним из учеников Ершова был будущий химик Менделеев. В Тобольской губернии Ершов инициировал создание женских школ и гимназий, плотно занимался театром и даже сам ставил некоторые спектакли. В конце жизни, выйдя в отставку, Ершов продолжил писать стихи и короткие рассказы о Сибири. Родное село писателя названо его именем, а в Тобольске стоит памятник автору ставшей народной сказки про находчивого Конька-горбунка.

Читайте также:

Николай Гаврилович Чернышевский, «Что делать?»

-6

Сын священника, Чернышевский смог стать одним из самых известных публицистов и революционеров российской истории. Начав учителем в Саратове, Николай Гаврилович вскоре стал фактическим руководителем крайне популярного тогда журнала «Современник», где публиковал свои статьи о важнейших для государства проблемах: аграрной реформе, крепостном праве, реформе местного самоуправления. Вскоре однако Чернышевский приходит к мысли, что все можно изменить лишь революционным путем. С 1861 года за ним начинается слежка, а годом позже Чернышевского обвиняют в призывах к революции. Его публично разжалуют из дворян и отправляют на каторгу в солеваренный завод. Свое главное произведение — философский роман «Что делать?» — Чернышевский пишет в одиночной камере Петропавловской крепости. Произведение вызвало бурю реакций и до сих пор считается одним из самых сложных и многогранных в русской классике. Запрещенный к печати до 1905 года, он, тем не менее, активно читался, передавался в списках и публиковался за границей, оказав влияние на зарубежных писателей, в частности, на Эмиля Золя.

Алексей Силантьевич Новиков-Прибой, «Цусима»

-7

Единственный в нашей подборке непрофессиональный писатель. Алексей Новиков был матросом Балтийского флота. За революционную пропаганду в 1903 году его переводят через всю страну на Тихоокеанский флот, где в то время начинается русско-японская война. Новиков участвует в знаменитом Цусимском сражении и попадает в плен к японцам. В плену он начинает собирать материал для будущей повести «Цусима». Но его литературное творчество не приносит ему успеха, наоборот, очерки о провальном сражении запрещаются, а сам Новиков уезжает из страны. Он вернется только в 1913 году, поучаствует в Первой мировой войне санитаром. Слава придет к Новикову, который возьмет себе красивый псевдоним «Прибой», лишь при советской власти, где он наконец сможет спокойно писать свои рассказы о море.

Евгений Иванович Замятин, «Мы»

-8

Автор знаменитой на весь мир антиутопии «Мы» должен был остаться в памяти как кораблестроитель. Именно по этой специальности он окончил институт, в котором позже преподавал, но что-то пошло не так. В 1905 году Замятин становится свидетелем восстания матросов броненосца «Потемкин», за что его арестовывают и отправляют в родную Лебедянь. Оттуда он тайно возвращается в Петербург, где успевает окончить вуз, начать работать инженером и написать первый рассказ — все это время живя в городе нелегально, за что в 1911 году его ссылают в Лахту. Замятин продолжает писать рассказы, которые хорошо встречаются критиками и плохо — властями, которые снова ссылают его куда подальше. После Октябрьской революции Замятин становится активным литератором, но происходящее в стране не устраивает его и в его произведениях все чаще слышны критические ноты. Многие считают роман «Мы» критикой именно коммунистического строя, однако вдохновлялся писатель не в России, а в «машинизированной» Англии. «Мы» печатается в Америке и Европе, где всеми воспринимается романом, где карикатурно изображен советский строй. Давление на писателя внутри страны усиливается, его даже арестовывают на месяц и хотят выслать из страны, но не высылают. Замятин уедет сам в 1931 году, а через шесть лет умрет в нищете от сердечного приступа.

Лазарь Иосифович Лагин, «Старик Хоттабыч»

-9

Подаривший нам старика Хоттабыча, Лазарь Лагин (настоящая фамилия — Гинзбург) в начале своей карьеры писал стихи, а не прозу. Их даже хвалил Маяковский. Долгое время Лагин занимался чисто журналистской работой, не создавая ничего нового, пока в конце 1930-ых не отправился в командировку на Шпицберген. Именно тогда у него зародился замысел повести о таинственном джине. История была напечатана, но она мало совпадает с той, которую мы привыкли видеть сейчас. Лазарь Лагин сильно переработал Хоттабыча и двадцатью годами позже издал новую версию, которая и легла в основу знаменитого фильма. Помимо Хоттабыча, Лагин писал много фантастических рассказов и повестей.

Николай Алексеевич Островский, «Как закалялась сталь»

-10

К своим восемнадцати годам Николай Островский успел поучаствовать в Гражданской войне, перенести несколько ранений, заболевание тифом и огромное количество простуд с осложнениями, что сказалось на его жизни, став причиной инвалидности. С 23 лет и до конца жизни писатель был прикован к постели неизлечимой болезнью. Он сам изобретает трафарет, который дает ему возможность писать лежа и создает роман «Как закалялась сталь» о ранних годах советской власти. Несмотря на первоначально разгромную рецензию, он просит о втором мнении и вскоре роман печатают. В советское время «Как закалялась сталь» была включена в школьную программу. Сейчас на Тверской находится дом-музей писателя, который носит символическое название «Преодоление».

Венедикт Васильевич Ерофеев, «Москва-Петушки»

-11

Перепробовавший множество профессий — от грузчика до лаборанта научной экспедиции — Ерофеев остался в истории литературы именно как писатель, автор постмодернистcкой поэмы «Москва-Петушки». За свою жизнь он напишет несколько других произведений, но именно «Москва-Петушки» станет достойна столь пристального внимания критиков.

Как видно, в истории русской литературы практически не было примеров истинного one book wonder — когда писатель действительно за всю жизнь написал лишь одну книгу, свой magnus opus (дело всей жизни — с латыни).

Так как же так происходит, что какие-то произведения запоминаются, превозносятся и становятся классикой, а другие забываются и исследуются лишь знатоками?..

В нашей сегодняшней подборке были самые разные личности: и мечтатели, и революционеры, и те, для кого литература никогда не была основной работой. Тем не менее, все они стали частью нашего наследия и их произведения, пусть и те единственные, по которым мы их помним, не должны забыться.

Не переставайте мечтать! (и читать)

Смотрите также: