Что общего у Шарлотты Бронте, Джерома Сэлинджера и Симоны де Бовуар?
Казалось бы, они жили в разное время в разных странах и не могли встретиться, но есть кое-что, что их объединяет – они, как и другие герои нашей новой статьи, писатели одной книги, оставшиеся в памяти потомков благодаря лишь одному своему произведению.
Мы постарались вспомнить как можно больше таких примеров и рассказали, что привело писателей к титулу one book wonder. Скорее читайте статью и пишите в комментариях, кого мы забыли упомянуть.
И подписывайтесь, чтобы не пропустить вторую часть)
В истории музыки есть такое понятие – one hit wonder. Им обозначают певца или группу, которые стали известными и знаменитыми благодаря лишь одному своему хиту. Вы наверняка без труда назовете парочку таких музыкантов.
Но как обстоят дела в литературе? Были ли здесь писатели одного хита – романа или книги, которые бы так завораживали аудиторию, что последующие труды уже не воспринимались всерьез и не становились столь популярны?
Ответ однозначный – да, были.
И сегодня мы решили рассказать вам о том, как сложилась судьба таких писателей, создали ли они что-либо кроме легендарного хита, а также о том, что помогло создать им это нетленное произведение.
Итак, начинаем…
Харпер Ли, «Убить пересмешника»
Американская писательница, прожившая 89 лет, является одним из немногих примеров истинного one book wonder, так как за всю жизнь не написала больше ни одной книги. Отучившись на юристку, Харпер Ли долгое время работала клерком и продавала авиабилеты. Однажды она проговорилась друзьям, что хотела бы попробовать стать писательницей, но для этого нужно время, а она вечно на работе. Тогда в 1956 году на Рождество Ли получила неожиданный подарок – полностью оплаченный годовой отпуск. Приложенное письмо гласило: «У тебя есть один год отпуска, чтоб написать все, что тебе хочется». Считается, что в романе «Убить пересмешника» нашли отражение события, произошедшие, когда Ли была еще ребенком. История о несправедливом суде, ставящем расовые предрассудки выше презумпции невиновности, быстро нашла путь к сердцу читателей. Харпер Ли проснулась знаменитой. Всю оставшуюся жизнь она издавала небольшие эссе и перерабатывала свой роман для киносценариев. Ли не любила известности, вела скромную жизнь, к которой привыкла и редко давала интервью. Сейчас «Убить пересмешника» включена в школьную программу по литературе большинства американских школ.
Эдмон Ростан, «Сирано де Бержерак»
Молодой никому неизвестный драматург с мизерными гонорарами, чьи пьесы не замечаются, даже когда идут в театре, в один момент стал местной достопримечательностью. Пьеса о несчастной любви французского острослова и дуэлянта покорила публику – пьеса шла 300 дней, стабильно собирая большие залы. И хоть и до, и после «Сирано» Ростан написал множество пьес и стихов, в общественной памяти он остался лишь как автор бессмертной трагедии.
Алан Милн, «Винни Пух и все-все-все»
Карьеру успешного британского драматурга и сатирика в прямом смысле слова разрушил медведь. Родившись как история игры с сыном, сказка о Винни Пухе принесла не только много радости детям следующих поколений, но и много несчастий как ее автору, так и ее герою. Опубликовав «Винни Пуха», Алан Милн тут же стал для многих детским писателем, создателем той милой легенды о дружелюбных медведе, ослике и тигренке. Его статьи и романы больше не воспринимались всерьез, издатели ждали от него новых сказок, а публика требовала продолжения. Главный же герой истории – сын Алана Милна Кристофер Робин – страдал от внезапной популярности едва ли не больше отца. Его травили в школе, вечно припоминая детскую песенку из книжки. В юности Кристофер оставил мечту стать, как отец, писателем, понимая, что его вечно будут с ним сравнивать. Сейчас другие пьесы Милна почти неизвестны, а доход от продажи книг о Винни Пухе идет в благотворительный фонд.
Подробнее об истории сказки, сломавшей жизни, можно прочитать по ссылке.
Джером Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»
Один из самых загадочных и эксцентричных американских писателей мог остаться в истории как автор тяжелых романов о войне, так как сам пошел на фронт добровольцем. Но изданный в 1951 году роман «Над пропастью во ржи», повествующий о сложностях взросления и самоопределения, сделал Сэлинджера кумиром хиппи и молодежи. По-своему провокационный, роман подвергался осуждению, из него вырезали «непристойные» части и чуть ли не запрещали, тем самым лишь подогревая интерес к создателю. До сих пор достоверно неизвестно, почему вдруг на волне бешеной популярности Сэлинджер решил превратиться в затворника. Он не давал интервью, писал исключительно «в стол», ревностно оберегал даже собственные письма (их пытались выкрасть и опубликовать), а позже выстроил вокруг своего дома высокий забор. Самый нелюдимый из писателей современности умер в 2010-ом году.
Мэри Шелли, «Франкенштейн или новый Прометей»
Мало кто знает, что историю о легендарном монстре написала девятнадцатилетняя девушка. Однажды она с мужем и лордом Байроном отдыхала на озере. Делать было нечего, погода испортилась и господа принялись сочинять страшные истории. Именно тогда Мэри Шелли и сочинила историю о безумном докторе, который создал чудовище – и оно зажило своей жизнью. После успешной публикации «Франкенштейна или нового Прометея» Мэри напишет еще несколько работ, но запомнится как жена поэта-романтика Перси Шелли и создательница Франкенштейновского монстра.
Сестры Бронте: Шарлотта, «Джейн Эйр» и Эмили, «Грозовой перевал»
Одна из самых выдающихся литературных семей мировой литературы – это семья Бронте. Все три сестры – Шарлотта, Эмили и Энн – стали писательницами и зарабатывали себе этим на жизнь. Путь их не был прост: изначально они издавались под мужским псевдонимом. Из троих наибольшей известности добилась старшая, Шарлотта, покорившая литературную арену романом-воспоминаниями юной гувернантки. Эмили же является примером истинного one book wonder – единственный ее роман «Грозовой перевал» стал популярным и обсуждаемым. Шарлотта и Энн же, несмотря на литературную «плодовитость», остались в памяти потомков благодаря одному их самому известному произведению.
Брэм Стокер, «Дракула»
Автор-создатель не только нетленного (во всех смыслах слова) образа графа Дракулы, но и моды на вампиров вообще по основной своей специальности был то чиновником, то личным менеджером. С раннего детства охваченный страстью к страшным историям, которые ему, до семи лет прикованному к кровати, рассказывала мать, Стокер решил связать свою жизнь с искусством: писал критические заметки, затем рассказы, побыл директором театра «Лицеум» и личным агентом своего друга-актера. К моменту написания «Дракулы» Стокер уже был вхож в высшее общество и весьма известен, однако истинное бессмертие подарил ему роман, вдохновленным и написанный под влиянием произведения его коллеги, имя которого теперь – в отличие от Брэма Стокера – известно только историкам.
Маргарет Митчелл, «Унесенные ветром»
Яркий пример истинного one book wonder, Маргарет Митчелл родилась в семье с большой историей. Ее предки активно участвовали в Гражданской войне в США, так что девочка росла на рассказах о нравах и событиях былых времен. После недолгой работы журналисткой, короткого неудачного брака и травмы лодыжки, которая вынудила ее оставить профессию, Маргарет вышла замуж. Свой единственный роман она писала и переписывала 10 лет. Неповторимый дух утраченного мира, яркие образы героев вкупе с весьма удачной рекламной кампанией принесли Митчелл известность и Пулитцеровскую премию 1937-ого года. В оставшиеся несколько лет жизни писательница ревностно следила за соблюдением своих авторских прав, не давала интервью и запрещала использовать имена своих героев в рекламах. Маргарет Митчелл погибла в возрасте 48 лет от несчастного случая на автодороге.
Кен Кизи, «Над кукушкиным гнездом»
Кумир поколения битников не собирался становиться писателем. Он вообще не знал, кем хочет быть, но чтобы на что-то жить, устроился санитаром в больницу. В один из дней Кизи предложили поучаствовать в эксперименте о влиянии психотропных веществ на организм человека. Кеннет согласился и прочувствовал на себе, какого это – быть в клинике не персоналом, а пациентом. Так у него зародился замысел его будущей книги о застенках психиатрических клиник. Сразу после публикации книга стала бестселлером, именитые режиссеры жаждали ее экранизировать. После полосы удач и признания Кизи переживает и трудности: отправляется, как истинный хиппи, по стране на кислотного цвета автобусе, попадает в тюрьму за хранение наркотиков и умирает в возрасте 66 лет, перенеся инсульт, диабет и рак.