Найти тему
Древности нашей ойкумены

Однодерёвка: как мастер Хлапин и археолог Сорокин сотоварищи построили древнерусскую лодку-долбленку

Экспериментальная археология – перспективное и интересное направление изучения древних технологий. Люди, которые ею занимаются, ставят контролируемые эксперименты по созданию предметов с помощью инструментов, доступных в определенные эпохи, по проведению сельскохозяйственных работ методами древних людей и т.д.

Об интересном эксперименте 30-летней давности мы узнали на выставке «Викинги: путь на восток» в Государственном Историческом музее, посвященной истории освоения выходцами из Скандинавии основных водных путей, проходивших по территории Древней Руси из Балтики вглубь континента и дальше на юг – к странам Средиземноморья и арабского Востока. Представляем вам его описание (чертеж и фотографии Петра Сорокина).

В 1990 году в Хвойнинском районе Новгородской области была построена лодка-однодерёвка. Удалось зафиксировать традиционную технологию, также подвергшуюся определенной модификации.

Чертеж лодки-однодеревки с наращенными бортами
Чертеж лодки-однодеревки с наращенными бортами

Обычно долбленки делают весной – до появления листвы на деревьях. Выбирается толстая прямая осина, качество древесины которой определяется путем простукивания.

Осина, выбранная для изготовления однодеревки
Осина, выбранная для изготовления однодеревки

После спиливания она очищается от ветвей и размечается с мерным шнуром. С помощью топора и пилы бревну придавали нужную форму, обозначали нос и корму.

Скалывание верхней части бревна и первичная обработка топором перед выдалбливанием
Скалывание верхней части бревна и первичная обработка топором перед выдалбливанием

Затем теслом с использованием топора выдалбливается внутренняя часть лодки. При этом выдалбливаемая часть в виде трапеций сужается и почти сходит на нет от окончаний к центру с тем, чтобы после разведения бортов (в наибольшей степени это затрагивает центральную часть) они имели одинаковую высоту на всем протяжении.

Выдалбливание теслом (справа). Очистка бревна от коры, разметка корпуса для равномерного вбивания сторожков (слева)
Выдалбливание теслом (справа). Очистка бревна от коры, разметка корпуса для равномерного вбивания сторожков (слева)

Когда толщина бортов и днища составит 2-3 см, черновое долбление заканчивается. Корпус очищается от коры и в нем с внешней стороны с помощью специального инструмента с острием пробиваются ряды отверстий, в которые вбиваются сторожки – березовые гвоздики длиной около 1 см, диаметром около 0,3-0,5 см с окрашенным в черный цвет кончиком.

Долбление с помощью тесла
Долбление с помощью тесла

После этого начинается чистовое долбление – «хождение по сторожкам» – углубление до тех пор, пока внутри корпуса не появятся их окрашенные кончики. Это позволяет выдерживать одинаковую его толщину, что важно при распаривании, и предохраняет от повреждения стенок при завершении долбления.

Чистовое долбление и стесывание бортов топором по сторожкам
Чистовое долбление и стесывание бортов топором по сторожкам

При выбирании древесины внутри корпуса лодки оставляются несколько рядов продольных выступов – клампов, предназначенных для крепления шпангоутов.

Установка прутьев-распорок внутрь корпуса
Установка прутьев-распорок внутрь корпуса

После завершения выдалбливания разводится костер, и когда появится достаточное количество углей, на них кладется сырая древесина, в результате чего образуется пар.

Рядом устанавливаются рогатины, на которые укладывают жерди, под наклоном опускающиеся на землю. По ним лодку поднимают над кострищем.

Распаривание над костром на специально устроенной подъемной конструкции
Распаривание над костром на специально устроенной подъемной конструкции

Внутрь корпуса между бортами вставляются упругие прутья рябины, выполняющие роль распорок, и он держится над паром.

По мере разогрева той или иной стороны лодка вращается для равномерного распаривания, а в процессе расширения прутья, обеспечивающие его, заменяются на более длинные.

Переворачивание лодки при распаривании
Переворачивание лодки при распаривании

В носовой и кормовой частях, которые в меньшей степени подвергаются разведению, долбленка стягивается струбцинами или веревками, предохраняющими корпус от разрыва.

В случае же появления на нем трещин, на них ставятся железные скобочки, на большие повреждения накладываются закладки из жести (в прошлом они делались из луба).

Подготовка к установке шпангоутов
Подготовка к установке шпангоутов

Когда ширина лодки признается достаточной, в нее вставляются дугообразные шпангоуты, вырубаемые из кокор – корневых частей елей, а также из изогнутых ветвей.

Заготовка кокор – из корня и ствола ели для изготовления шпангоутов
Заготовка кокор – из корня и ствола ели для изготовления шпангоутов

Они опираются на клампы и привязываются к ним лыковой веревкой через специальное отверстие, хотя в настоящее время они чаще прибиваются к ним гвоздями.

Шпангоуты создают поперечную жесткость корпуса и не дают ему сжиматься после охлаждения.

Лодка-однодеревка с наращенными бортами. Мастер Хлапин Иван Васильевич
Лодка-однодеревка с наращенными бортами. Мастер Хлапин Иван Васильевич

Далее происходит нашивание дополнительных дощатых бортов на однодеревный корпус, крепящихся как к его верхнему краю, так и к выступающим над ним окончаниям шпангоутов".

Вот и весь эксперимент. Надеемся, вам было интересно.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц