Экспериментальная археология – перспективное и интересное направление изучения древних технологий. Люди, которые ею занимаются, ставят контролируемые эксперименты по созданию предметов с помощью инструментов, доступных в определенные эпохи, по проведению сельскохозяйственных работ методами древних людей и т.д.
Об интересном эксперименте 30-летней давности мы узнали на выставке «Викинги: путь на восток» в Государственном Историческом музее, посвященной истории освоения выходцами из Скандинавии основных водных путей, проходивших по территории Древней Руси из Балтики вглубь континента и дальше на юг – к странам Средиземноморья и арабского Востока. Представляем вам его описание (чертеж и фотографии Петра Сорокина).
В 1990 году в Хвойнинском районе Новгородской области была построена лодка-однодерёвка. Удалось зафиксировать традиционную технологию, также подвергшуюся определенной модификации.
Обычно долбленки делают весной – до появления листвы на деревьях. Выбирается толстая прямая осина, качество древесины которой определяется путем простукивания.
После спиливания она очищается от ветвей и размечается с мерным шнуром. С помощью топора и пилы бревну придавали нужную форму, обозначали нос и корму.
Затем теслом с использованием топора выдалбливается внутренняя часть лодки. При этом выдалбливаемая часть в виде трапеций сужается и почти сходит на нет от окончаний к центру с тем, чтобы после разведения бортов (в наибольшей степени это затрагивает центральную часть) они имели одинаковую высоту на всем протяжении.
Когда толщина бортов и днища составит 2-3 см, черновое долбление заканчивается. Корпус очищается от коры и в нем с внешней стороны с помощью специального инструмента с острием пробиваются ряды отверстий, в которые вбиваются сторожки – березовые гвоздики длиной около 1 см, диаметром около 0,3-0,5 см с окрашенным в черный цвет кончиком.
После этого начинается чистовое долбление – «хождение по сторожкам» – углубление до тех пор, пока внутри корпуса не появятся их окрашенные кончики. Это позволяет выдерживать одинаковую его толщину, что важно при распаривании, и предохраняет от повреждения стенок при завершении долбления.
При выбирании древесины внутри корпуса лодки оставляются несколько рядов продольных выступов – клампов, предназначенных для крепления шпангоутов.
После завершения выдалбливания разводится костер, и когда появится достаточное количество углей, на них кладется сырая древесина, в результате чего образуется пар.
Рядом устанавливаются рогатины, на которые укладывают жерди, под наклоном опускающиеся на землю. По ним лодку поднимают над кострищем.
Внутрь корпуса между бортами вставляются упругие прутья рябины, выполняющие роль распорок, и он держится над паром.
По мере разогрева той или иной стороны лодка вращается для равномерного распаривания, а в процессе расширения прутья, обеспечивающие его, заменяются на более длинные.
В носовой и кормовой частях, которые в меньшей степени подвергаются разведению, долбленка стягивается струбцинами или веревками, предохраняющими корпус от разрыва.
В случае же появления на нем трещин, на них ставятся железные скобочки, на большие повреждения накладываются закладки из жести (в прошлом они делались из луба).
Когда ширина лодки признается достаточной, в нее вставляются дугообразные шпангоуты, вырубаемые из кокор – корневых частей елей, а также из изогнутых ветвей.
Они опираются на клампы и привязываются к ним лыковой веревкой через специальное отверстие, хотя в настоящее время они чаще прибиваются к ним гвоздями.
Шпангоуты создают поперечную жесткость корпуса и не дают ему сжиматься после охлаждения.
Далее происходит нашивание дополнительных дощатых бортов на однодеревный корпус, крепящихся как к его верхнему краю, так и к выступающим над ним окончаниям шпангоутов".
Вот и весь эксперимент. Надеемся, вам было интересно.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.