Очень часто на просторах интернета возникают споры и кривотолки по поводу того, что Епископ Адальберт, побывавший в Киевской Руси у княгини Ольги, пишет о ней как о "королеве ругов" (regina Rugorum). Тема сильно мифологизированная и часто используемая разными лжеисториками в своих корыстных целях. Поэтому в данной статье подробно этот вопрос рассмотрим.
Начнем с того, кто такие на самом деле эти самые руги.
Исторические руги (rugii, rugi) - германское племя, упоминаемое Тацитом, Птолемеем, Иорданом, Прокопием Кесарийским, Бэдой Досточтимым и многими другими авторами. До сих пор в Норвегии есть их прародина - провинция Ругаланн (норв. Rogaland) с административным центром в городе Ставангер. Люди жили там ещё со времён неолита. Во времена викингов Ругаланн назывался Ругьяфильке (норв. Rygjafylke, народ ругов). Тацит в конце 1 века называет их ругиями и фиксирует их присутствие уже на Южном побережье Балтики, а Птолемей во 2 веке называет их ругиклеями и локализует между устьями Одера и Вислы, упоминая и город Ругиум. Период заселения ругами острова Рюген и соседнего острова Хиддензее отразился в древнегерманской культуре благодаря преданию о битве Хьяднингов (др.-исл. Hjaðningavίg) - родовой распре между правителем Рюгена Хагеном и вождем соседнего племени гломмов Хедином, похитившим дочь Хагена - Хильд. Однако экспансия переселенцев из Скандинавии продолжалась волна за волной и в середине 2 века прибывшие с острова Готискандза (вероятно, с острова Готланд), готы и гепиды во главе со своим королём Беригом, вытесняют ругов и их соседей вандалов с побережья на юг, в Паннонию, на Балканы и в северную Нижнюю Австрию (Норик). Около 430 г. в Нижней Австрии возникла "страна ругов" — Rugiland. Этот топоним буквально воспроизводит старое название скандинавской прародины ругов — Rogaland, но в восточногерманской огласовке. Впрочем, вслед за ругами и вандалами, готы также покидают Померанию и устремляются на юго-восток, в низовья Днепра и Северное Причерноморье, где создают воспетую в сагах страну Ойум - мощный племенной союз Германариха с центром в Археймаре и прилегающей местности.
Ну и свято место пусто не бывает, освободившиеся территории заселяются славянами, в том числе и остров Рюген. Произошло это примерно в VII веке, раньше которого их следов там до сих пор не найдено. Древнегерманские топонимы постепенно заменяются славянскими, остров становится Руяном, а народ ругов в городе Норике - именуется названием рутены. Славяне руяне были довольно сильным самостоятельным племенем, вплоть до 1168 года, когда их столица Аркона и святилище их главного бога - Святовита были разрушены датчанами Вальдемара l, после чего Руян попал в вассальную зависимость сначала от Дании, а затем от германского короля Рудольфа l и начался период постепенной утраты жителями острова славянской культуры и языка. Последний руянский князь Вислав lll умер в 1325 году, а полабский диалект славянского исчез на острове в начале 15 века.
Многие люди путают настоящих ругов и славян, живших на острове Рюген впоследствии. Происходит это благодаря существовавшей в прошлом книжной традиции.
Книжники всей культурной Европы того времени – с франкского Запада до византийского Востока – отнюдь не следовали правилу именовать народы, особенно живущие на перифериях европейской ойкумены, "своими" именами. Как правило, на более отдаленные народы переносились известные в литературе, укоренившиеся старые имена, порой лишь созвучные с туземной этнонимией (самоназванием). Не считаясь с этим каноном тогдашнего литературного "хорошего стиля", мы ничего не поймем в текстах про "ругов".
Многие неподготовленные читатели часто понимают старые тексты буквально и путают ругов с прародиной в Скандинавии и славян, которые жили на острове Рюген позже. Еще один пример подобного - греки продолжали называть жителей Северного Причерноморья скифами даже в то время, когда никаких скифов уже не было и в помине. Буквальное же прочтение греческих текстов людьми слабо разбирающимися в исторических книжных традициях, часто приводит к ошибочном мнениям, например о том, что скифы как то прямо связаны с образованием государства на Руси.
Также надо отметить, что существовала своеобразная ученая традиция (или мода) перенесения название народа ближнего на отдаленный, идущая обычно вослед расширению ближней ойкумены. При этом этнические названия обычно переносились по направлению с юга на север и с запада на восток – путем, которым шла и христианизация Европы.
Также например имя Ruteni, обозначавшее первоначально кельтское племя в Аквитании (юг Франции), было в латинской литературе средневекового Запада также употреблено по отношению к Руси (XI в.). Именно в эту модель расширительного, переносного употребления и укладываются рассмотренные выше руги.
Таким образом, обозначение примененное епископом Адальбертом к княгине Ольге и народу, которым она правила - ничто иное как дань данным традициям.
Есть еще один вариант причины такого названия, правда менее вероятный, но я его упомяну для полноты картины:
Историк А.А.Горский сводил всю проблему к желанию княгини Ольги (Елены в христианстве) женить своего сына Святослава на дочери Византийского императора. Суть вопроса вот в чем: существовал запрет в 10-12 веках на брачные контракты византийской императорской семьи с варварами, кроме франков. Франки, как мы знаем, народ германский. Руги также являются таковым. И как раз в греческой традиции того времени было именовать всех западноевропейцев-христиан франками. В разницу между какими нибудь лангобардами и собственно франками в данном случае не вдавались. Таким образом и руги могли быть причислены к франкам как западноевропейской общности. Зная скандинавское происхождение княжеской династии Рюриковичей в данном случае для Адальберта и, что самое главное в свете возможного брака Святослава, для греков, было очевидно родство её с ругами - также выходцами из Скандинавии. Об историческом прошлом ругов естественно образованные люди того времени знали, труды Тацита, Иордана и прочих авторов, упомянутых мной выше, были популярны и настоящих ругов с современными им жителями острова Рюген (славянами) не путали.
Ну и для полноты картины еще добавлю. Ruzzi - латинизированная (средне-латинский) форма передачи экзонима руги. "Русцами" же их обозвал переводчик 19-го столетия, что также рождает часто заблуждение о какой то связи "ругов" и "русов".