Сфинксы Михаила Шемякина вызывают неоднозначную реакцию горожан, но память людская должна жить. Мы должны помнить о репрессиях 1930-х, о несправедливости творящейся не только в наше городе, но и в мире.
Сфинксов установили в 1995 году. Одновременно в конце 1990х в створе Потемкинской улицы и Невы я помню "корявое" дерево, также #памятник жертвам политических репрессий, но увы, не могу найти не его фото, не информации. Поэтому сегодня я хочу рассказать и показать полный комплект памятников, посвященных этой теме.
Метафизические #Сфинксы Михаила Шемякина, зловеще-красивы, были установлены по инициативе скульптора и властей города 28 апреля 1995 года. К жилым домам сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к тюрьме «Кресты» на противоположном берегу, обнажившимися черепами. Это символ трагического разделения народа в советские годы. Сфинксы лежат на двух гранитных постаментах с гордо поднятой головой. Их тела худые, на звериных туловищах проступают рёбра, тонкие шеи тревожно вытянуты, Но лицо и женская грудь красивы. Головы сфинксов венчают стилизованные древнеегипетские платок-немес и корона-пшент.
Михаил Шемякин так описал своё "Видение" памятника: "...Так отражена жизнь страны — одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что...». В 1995-1996 годах было много споров об этом памятнике, впрочем, как и о памятнике Петру 1 в Петропавловской крепости. Сегодня страсти улеглись, и новое поколение "принимает" и Петра 1" Шемякина, и "Метафизических сфинксов" напротив "Крестов".
По периметру постамента скульптур расположены медные таблички с высеченными тестами, посвящёнными советским репрессиям, написанными известными писателями-диссидентами начала ХХ века. Выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова. Эти тексты составляют своеобразную «антологию» памятника на тему политических репрессий в СССР, все они созданы людьми, так или иначе от них пострадавших и боровшихся с ними. Тексты для памятника подбирали Вячеслав Бухаев и Михаил Хлюп. Владимир Буковский сам сочинил и прислал своё высказывание. Михаил Шемякин сам выбрал отрывки из И.Бродского и В.Высоцкого.
Между сфинксами расположена конструкция из четырёх гранитных блоков, которые сложены таким образом, что получается форма раннехристианского креста с тюремным окошком и терновым венцом из колючей проволоки и гранитной книгой на пьедестале (то ли Уголовный кодекс, то ли книга со списком заключенных). Архитектурное решение памятника выполнили Вячеслав Бухаев и Анатолий Васильев. На верхнем блоке выбита надпись: «Жертвам политических репрессий». Через символическое "тюремное окошко" взгляд фокусируется на располагающейся на противоположном берегу Невы тюрьме «Кресты», где в своё время содержались политические заключенные. Эта конструкция воспринимается критиками как "аллегория тюрьмы и веры".
Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки, ориентированный своими концами на три элемента композиции памятника. Количество камней в нём по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — на каждый камень приходится 10 тысяч жертв, но зимой под снегом, увы, я не могу это подтвердить фотографиями.
#санкт-петербург #прогулки по петербургу #михаил шемякин #анна Ахматова #сфинкс #жертвы репрессий #история россии
На другой стороне набережной, на возвышении, на Шпалерной улице, стоит памятник Анне Ахматовой. Анна Ахматова была одной из ведущих фигур Серебряного века. В 1921 году был расстрелян её первый муж #Николай Гумилёв. Позже она сама и сын Лев Гумилёв подвергалась репрессиям, неоднократно подвергались арестам, чему и посвящена поэма «Реквием», ставшая знаковым произведением о сталинском терроре.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали
И тихо идут по Неве корабли…
Анна Ахматова, 1935—1940, «Реквием»
С 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было осуществиться. Памятник установили в декабре 2006 года напротив легендарной тюрьмы «Кресты», у стен которой поэтесса провела многие часы в очереди в надежде передать еду и попытаться увидеться с родными. Именно этим событиям посвящена её поэма «Реквием», строки из которой выбиты с тыльной стороны пьедестала.
Согласно поэме Анна Ахматова завещала поставить себе памятник именно у стен тюрьмы. Таким образом, памятник был задуман как исполнение пожелания поэтессы. Её тонкая вытянутая фигура-свечка облачена в длинное платье-рубище. Ахматова изображена обернувшейся "женой Лота", ноги изваяны в уходящем прочь движении, однако корпус повернут вбок, а голова смотрит назад — на #кресты. Правая рука в движении приведена к груди, в висящей левой — зажаты чётки. Таким образом, в скульптуре запечатлены две отсылки к творческому наследию поэтессы «Чётки» (1914) и «Лотова жена» (1924).
Установка памятника шла с постоянными "боями". В 1997 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника Анне Ахматовой. Победил проект скульптора Г. В. Додоновой и архитектора В. А. Реппо. Но, проект памятника подвергся резкой критике даже из-за места установки, которое было по факту крышей гаража соседнего элитного жилого комплекса. Отмечали также неудачное по мнению некоторых горожан соседство со сфинксами Шемякина. Ввиду отсутствия финансирования проект не был реализован вплоть до 2004 года, когда им заинтересовался предприниматель Ю. Ю. Жорно. Благодаря его спонсорству статуя была отлита и установлена на своём месте в 2006 года.
Моё мнение, что с памятников Анне Ахматовой полностью сложился "ансамбль памятников, посвященных жертвам политических репрессий".
Если вам понравилась эта статья, поставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал.