1610-1643 годы. Франция
Как-то один из знатнейших людей Франции Сезар де Бурбон, герцог де Вандом, решил пригласить к себе в дом короля Франции Людовика XIII (1).
В присутствии группы придворных, герцог де Вандом в весьма учтивой форме просил его величество оказать честь его дому, посетив особняк герцога в день крестин его сына. Король охотно согласился.
Однако не успел герцог покинуть комнату, в которой разговаривал с королем, приглашая его к себе на крестины, как один из присутствующих придворных по имени Кудре-Женье, обращаясь к королю, заявил, что его величеству не стоит идти в дом герцога, так как там его отравят.
Ошеломленные присутствующие с удивлением воззрились на Кудре-Женье. А тот расписывал в деталях, как планируется отравить короля в доме герцога.
За обедом в доме герцога его величеству подадут вилку. Эта вилка будет полой внутри. В этой полости будет находиться яд. И когда король будет кушать блюда, которые ему будут подавать, яд из этой полости будет незаметно для его величества стекать в его блюда.
Кудре-Женье расписывал это все таким убедительным тоном и с такими подробностями, что почти все присутствующие, в том числе и сам король, поверили ему.
Сам герцог де Вандом, бледный, ошеломленный, не стал даже оправдываться. У него хватило лишь сил поклониться королю, после чего он направился к выходу из комнаты.
Но к счастью для герцога нашлись сомневающиеся.
Маршал д’Эстре, который находился с группой придворных при этом разговоре, действовал решительно.
Первым делом он задержал герцога де Вандома, не дал ему покинуть комнату. Затем маршал попросил короля для начала провести тщательное расследование и выяснить: правду ли говорит Кудре-Женье или ему поручили оклеветать герцога, у которого при дворе немало врагов и завистников.
Король согласился на расследование.
Кудре-Женье был задержан. Тут же в комнате были названы лица, которым поручалось установить правду.
Следствие проводили люди грамотные, много повидавшие, а потому они довольно быстро вывели Кудре-Женье на чистую воду, запутав его на мелочах.
В ходе следствия Кудре-Женье признался, что он умышленно оболгал герцога де Вандома, так как его об этом просило одно очень влиятельное лицо. Имя этого лица было произнесено. Оно оказалось таковы, что члены комиссии сообщили его лишь самому королю, а на себя возложили обет молчания: никто из них никогда так и не назвал имени заказчика этой клеветы.
За обман короля суд приговорил Кудре-Женье к смертной казни.
Клеветник был казнен.