И. Сталин говорил: "Кадры решают все!"И он постоянно уделял подбору и расстановке кадров первостепенное значение, постоянно проверял их в деле, заботился о повышении их уровня. Но и Сталин допустил ошибки и необоснованные репрессии по отношению к кадрам. Он и сам признавал это, особенно во время войны. Он говорил: «Надеялся на одних, а страну спасают другие». Особенно это касалось военных, в то время как многие из его выдвиженце на руководящей хозяйственной работе проявили себя и после его смерти.
Но, в то время как в низшем и среднем звене управления экономикой происходило улучшение кадров, после его смерти в высшем звене происходило практически непрерывное их ухудшение. У Сталина, были очень сильные черты: стратегическое мышление, глубокое понимание складывающейся модели советской экономики, умелый подбор кадров, т. е. то, что характеризует, говоря современным языком, крупного менеджера.
Его преемники – Маленков, Хрущев, Булганин, намного уступали ему по всем этим показателям. Кроме этого Хрущев, стремясь к укреплению личной власти, заменял высококвалифицированные кадры, как высших руководителей, так и на более низком уровне – руководителей министерств и ведомств, на менее квалифицированных. Можно выделить при этом ряд этапов:
Первым этапом явилось смещение такого выдающегося хозяйственника, как Л.Берии, сыгравшего именно в этом качестве огромную роль в развитии ряда отраслей советской экономики. (Топливной промышленности, ВПК, атомной и ракетной промышленности.) Кроме этого, после 1953 года произошло резкое ослабление контрольных функций государства в области экономики в результате значительного демонтажа системы контроля.
Вторым этапом была смена руководства, с понижением квалификации, при переходе от отраслевой системы управления к территориальной (создание Совнархозов). К этому можно добавить ликвидацию централизованной системы управления материально-техническим снабжением. В целом вся система управления народным хозяйством СССР была расшатана и дезорганизована всеми хрущевскими «реформами». Управление экономикой со стороны государственных органов стало подменяться партийным вмешательством в экономику.
Третий этап связан с разгромом Хрущевым, так называемой антипартийной группы, в результате чего были отстранены такие эффективные руководители, как Г. Маленков, Л. Каганович, М.Сабуров, Г. Первухин, В. Молотов, А. Зверев, А. Коровушкин, И. Тевосян. По принятой, в то время советской практике, смещение высшего руководства, влекло за собой смещение и их ближайших помощников.
Четвертый этап - при смещении Хрущева и приходе к власти Л.И.Брежнева, также произошла смена кадров на его ближайших друзей из Днепропетровска и Молдавии. Кроме этого произошла массовая смена кадров, в связи с достижением многими руководителями пенсионного возраста Шанс у Председателя Совета Министров А.Н.Косыгина для совершенствования системы управления был. Это предложение в 1963 году известного советского математика, академика В.М.Глушкова, который будучи главой Межведомственного научного совета по внедрению вычислительной техники и физико-математических методов в народное хозяйство СССР, предлагал решить проблемы экономического развития страны не возвратом на рыночные (капиталистические рельсы - реформа «Либермана - Косыгина»), а через внедрение новаторской программы тотальной информатизации экономических процессов управления с применением ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ, которая должна была базироваться на Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ). Идея Глушкова поначалу была принята в высших эшелонах власти, и в 1963 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором намечалось создание в стране ЕСПУ, Государственной сети вычислительных центров. Научно-техническая база для этого была - в 1958 -1963 годах был запущен в серийное производство первый в мире компьютер МИР-1. Но решающим аргументом против «глушковской реформы» стало то, что затраты на ее проведение (порядка 20 млрд. руб.), оказались существенно выше, чем цена «либермановской», рыночной реформы.
Пятый этап - обновление кадров после смерти Л.И.Брежнева. На следующий день после смерти Брежнева, высший партийный аппарат предложил новому лидеру страны Ю. В. Андропову ликвидировать «брежневскую инфраструктуру» - убрать от руководящих должностей всех родственников, прихлебателей, любимчиков, всех притащенных из Молдавии и Днепропетровска, проводить на пенсию 70 -80% министров. И Андропов начинает подбирать свою команду и расставлять своих людей на стратегически важных участках борьбы за власть. Частично это он сделал еще будучи главой КГБ и членом Политбюро, а затем продолжил после того как стал секретарем ЦК и Генсеком. Он целенаправленно формировал команду «реформаторов», которые были заражены идеями «еврокомкнизма» и о которых Брежнев иронично говорил : «мои социал - демократы». Серьезной «чистке» подвергся не только высший партийный аппарат (смена около20 %), но все союзное правительство и региональные партийные структуры. Всего за год, в отставку и на пенсию были отправлены два заместителя главы правительства, 18 руководителей союзных министерств, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и рескомов партии. Что готовил ротацией кадров Андропов - закручивание «гаек», или он был «отцом горбачевской перестройки? Об этом идут споры среди историков до сих пор.
К. У. Черненко умер, не успев заняться «перетряхиванием «кадров. Но в момент прихода Горбачева к власти, Политбюро на 80% состояло из людей Брежнева. Неудивительно, что уже в первые месяцы после избрания, Горбачев начал кадровые перестановки во всех эшелонах власти. И они происходили на каждом Пленуме ЦК, а в промежутках между Пленумами - перестановки и чистки шли в Правительстве. Это был самый массовый разгром квалифицированных кадров партийных и советских руководителей. Аппаратная комбинация с 1985 года, проведенная Горбачевым, оказалась в духе свержения Берии, Хрущева или группировки Молотова - Маленкова – Кагановича.
Горбачев, посредством ряда хитроумных политических комбинаций, устранил несколько эшелонов соперников. Наиболее масштабный «погром» кадров предпринял Горбачев в конце августа 1988 года, когда в своей записке «К вопросу о реорганизации партийного аппарата», предложил сократить партийный аппарат всех уровней на 700 -800 тысяч человек, в том числе половину ответственных и технических работников аппарата ЦК, т.е. 1500 человек. И хотя ряд членов Политбюро, на заседании в сентябре, (Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков и В. И. Воротников) высказали веские опасения, что столь радикальные меры могут привести к параличу всей системы управления народным хозяйством, решение было принято. В конце сентября, на очередном Пленуме ЦК в отставку были отправлены последние партийные «аксакалы» - А.А.Громыко, С. С. Соломенцев, В.И.Долгих, П.Н. Демичев. Вместо 20 отраслевых отделов ЦК, было создано всего несколько Комиссий ЦК, лишенных полностью управленческих функций. Было сменено более 50% высших руководителей ЦК и Совета Министров СССР, и руководителей республик.
Так разгромом аппарата управления горбачевские «реформы», готовили нанесение смертельных ударов по советской экономике. Мы являемся свидетелями к каким последствиям это привело.