Найти в Дзене
Наталья Баева

Поэт, который не считал себя поэтом.

Это надо уметь - прожить так, чтобы потомки вспоминали тебя или с восторгом - или с ненавистью. И не годами, а столетиями!

Четыреста с лишним лет прошло - а в Ленте одна за другой появляются "разоблачительные" статьи: "Думаете, Джордано Бруно казнён за науку?

И без него знали, что Земля круглая, и книгу Коперника никто не запрещал. Наука его интересовала меньше всего, ничего нового он не внёс, у него и телескопа-то не было. Нет, он был магом и чернокнижником. А значит - правильно сожгли".

Что тут возразишь? Не предлагать же людям перечитать учебник, да ещё и прочесть что-нибудь кроме учебника?

Когда Джордано в своём резюме сам назвал себя "профессором чистейшей и безвреднейшей магии" - он что, в Хогвартсе преподавать собирался? Да нет, в Оксфорде. А что там могли назвать магией?

Доведённое до непостижимого совершенства искусство запоминания! "Мнемоника" Раймонда Луллия была для юного Бруно настольной книгой, но приёмы запоминания он дополнил и усовершенствовал настолько, что на любом экзамене, на любом диспуте мог не просто привести цитату, а сказать, в какой именно книге, на какой странице и на какой полке это можно прочесть. Проверяли - ни разу не ошибся. Зашептались о волшебстве...

И вот именно магии, колдовства ожидал от него Джованни Мочениго, патриций, одержимый мечтой о деньгах и власти. Мнемоника?! Да философ его просто дурачит! И - донос. Инквизиции.

И тем, кто "разоблачает", приписывая мыслителю едва ли не сговор с нечистой силой, хочется задать простой вопрос: так от чего же Бруно отказался отречься?

Его что, в оккультизме обвиняли? Во владении волшебной палочкой? В полётах на метле? А он гордо отказывался признать свою неправоту? Его то пытали, то "забывали" на годы, то подсаживали провокаторов, то устраивали встречи с высшим духовенством, обещая высокий церковный чин - и всё это для того, чтобы вырвать отречение от... МАГИИ?!

-2

Да нет, поначалу оппонентам было не до высоких материй. А вот поводов для обид - сколько угодно. Жить в монастыре, учиться, делать успешную карьеру - и писать стихи, отнюдь не восхваляющие "братьев по классу"?!

"О, блаженная ослиность! О, невежество святое!

О, тупое благочестье и божественная дурь!

Только вы спасёте сердце от мирских тревог и бурь -

Ни раздумье, ни наука не несут душе покоя.

Тщетно трудится учёный, бодрствуя ночной порою,

Не найдёт изобретатель входа в райскую лазурь,

Не спасёт души философ, лоб угрюмый как ни хмурь -

Лишь глупец себе воздвигнет в небе кресло золотое!

-3

Полно, стоит ли учиться? Познавать душе на горе

Тайны вечные природы, изучать глубины вод,

Думать, состоят ли звёзды из огня, земли и моря?

Нет, ослиность пресвятая далека от сих забот!

Воздевает руки к небу с благочестием во взоре,

И пришествия господня на коленях тихо ждёт.

Есть ли в грешном мире плод

Слаще вечного блаженства, жизни сытой и удобной,

Коей бог нас награждает где-то там, в дали загробной?"

Джордано не считал себя поэтом. Просто - какой же итальянец не рифмует? И темы его сонетов бывали традиционными - о любви. Но не только...

Тот Бог, что мир громами сотрясает,

К Данае сходит золотым дождем,

Он Леду видом лебедя прельщает,

Он Мнемозину ловит пастухом,

Драконом Прозерпину обнимет,

А сестрам Кадма предстает быком.

Мой путь иной: едва лишь мысль взлетает,

Из твари становлюсь я божеством.

Сатурн был лошаком, Нептун — дельфином,

Лозою — Вакх, а бог богов — павлином,

Был вороном пресветлый Аполлон.

Был в пастуха Меркурий превращен,

А у меня — обратная дорога:

Меня Любовь преображает в Бога!

Его философские трактаты пересыпаны стихами - как будто в нескольких строках сонета можно сказать больше, чем на целых страницах обычного текста. Концентрат!

Но всё же... что нового? После Магеллана и Коперника? Надо напомнить тем, кто забыл.

Да, у Коперника Земля шарообразна и движется вокруг Солнца. Именно Солнце - в центре Вселенной. Сама же Вселенная - сфера, хотя и огромная, но КОНЕЧНАЯ. Её замыкает хрустальная "сфера Неподвижных звёзд", что расположена сразу за орбитой Сатурна. А что за звёздами?

ОБЛАСТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕПОЗНАВАЕМОГО, обитель божества.

Для Бруно нет ничего принципиально непознаваемого. То, что неизвестно сегодня, непременно будет постигнуто человеческим разумом в следующих поколениях. Звёзды - не сфера, все они на разных расстояниях от Земли, и являются ни чем иным, как светилами, солнцами, со своими планетами. Возможно, обитаемыми. Вселенная БЕСКОНЕЧНА!

-4

А как же бог?! Вот что встревожило католическую церковь, переживавшую тогда не лучшие времена: отпадение половины Европы. Да ведь в такой картине мира нет места богу!

Хотя от самого понятия божества Бруно не отказывается, но его "бог" - это некая творческая сила, растворённая в природе и побуждающая всё живое - действовать. А церковь тогда зачем?!

"Единое, начало и причина,

Откуда жизнь и бытие, движенье

Земли и неба, ада порожденья,

Всё, что уходит вдаль и вширь, в глубины,

Для чувства, разума, ума - картина:

Нет действия, числа и измеренья

Для той громады, мощи, устремленья,

Что вечно превышает все вершины!

Смерть Бруно потрясла современников. Не тем, что он бестрепетно взошёл на костёр. Как раз бесстрашных бунтовщиков против господствующей церкви шестнадцатый век видел много, очень много. Но они погибали в полной уверенности, что им открылась подлинная воля бога, что их ждёт награда за стойкость и верность: Христос откроет им свои объятия!

Но как можно было, не надеясь на воздаяние, не отречься от какой-то туманной идеи?! Ради чего? Неужели чтобы ... запомнили? И задумались?

Такая мысль пришла и Римскому папе Клименту Восьмому. Он подписал приговор философу но, по преданию, подписал его со словами: "Этот костёр будет гореть столетиями".

-5

Так что побуждает наших современников снова и снова подкладывать виртуальные дровишки? Неужели сознание собственного... мягко говоря... несовершенства? Ведь на его фоне так трудно признать чужое величие!

"Грязь зависти, пыл бешенства с враждою,

Жестокосердье, злобные желанья

Не в силах, беспрерывно нападая,

Глаза мои задёрнуть пеленою,

И Солнца скрыть прекрасное сиянье".

Возможно ли прощение? Галилей вот давно реабилитирован. А Бруно? Папа Иоанн Павел Второй сказал, что - непременно, как только увидим первого инопланетянина. Пошутил, наверное. Потому что - зачем? Какое имеет значение наличие или отсутствие такой реабилитации?

-6

И в заключение - ещё один сонет из трактата Бруно "О героическом энтузиазме":

Когда свободно крылья я расправил,

Тем выше понесло меня волной,

Чем шире веял ветер надо мной.

Так, дол презрев, я ввысь полёт направил.

Дедалов сын себя не обесславил

Паденьем. Мчусь я той же вышиной.

Пускай паду как он - конец иной

Не нужен мне. Не я ль отвагу славил?

Но голос сердца слышу в вышине:

"Куда, безумец, мчимся мы? Дерзанье

Нам принесёт в расплату лишь страданье!"

А я: "С небес не страшно падать мне!

Лечу сквозь тучи, и умру спокойно,

Раз смертью рок венчает путь достойный".

(Ещё о зарубежной литературе здесь - в соответствующем разделе путеводителя по каналу: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/putevoditel-po-kanalu-zarubejnaia-literatura-6229d2287c77de3d9cb43b51)