Сочинение на ЕГЭ по русскому языку съедает половину времени. У многих даже больше. И те, кто уверенно себя чувствует, работая над ним дома или в классе, и те, кто не особо готовится, на экзамене испытывают трудности. У страха глаза велики! Но есть отличный способ, который позволяет экономить время и нервы: структурирование и составление плана сочинения. Сделав 4 шага, можно снять большинство вопросов и сэкономить от 10 до 30 минут работы. Предлагаю с ними ознакомиться и начать тренироваться сейчас. Результат вас приятно удивит.
Все шаги выполняем ДО написания сочинения. Это подготовительная работа, которую нужно делать в КИМе или на черновике.
Шаг 1
Читаем предложенный в КИМе текст. Определяем проблему или проблемы. В сочинении ЕГЭ проблема – это вопрос, который исследует автор. Чтобы её определить, достаточно ответить на вопрос: «Зачем автор написал этот текст?». Подробнее об этом рассказано здесь:
Проблем в одном тексте может быть несколько, но следует выбирать ту, которую можно качественно аргументировать.
Шаг 2
Продумываем аргументацию для комментария: ищем 2 подходящих примера-иллюстрации (цитаты) из текста. Чтобы не потерять их, обводим карандашом/ручкой номера предложений или подчёркиваем цитаты прямо в тексте.
🏆 Если цитата слишком велика, можно взять только часть предложения, показав многоточием, что оно не закончено, или отточием, что взято не сначала.
🏆 Если нужная цитата никак не находится, а описанная ситуация вам подходит, можете использовать пересказ. Но не увлекайтесь им!
🏆 Если одну цитату вы нашли, а вторую нет, НЕ берите эту проблему! Такая ситуация обозначает, что проблема, выбранная вами, неосновная, и автор сказал о ней мало. Подумайте, какая ещё проблема присутствует в тексте.
🏆 Если подходят 3 цитаты, ориентируйтесь на связь между ними. Выбирайте те, между которыми связь четко видна.
Советы по написанию комментария и примеры здесь:
Шаг 3
Определяем связь между выбранными примерами-иллюстрациями. Лучше ориентироваться на противопоставление, сопоставление, причинно-следственную связь и обобщение. Дополнение рассматриваем в последнюю очередь! Стараемся при этом не использовать клише, особенно избитое: «Примеры дополняют друг друга», а включать логическое мышление.
Виды связи в комментарии разобраны здесь:
Шаг 4
Формулируем позицию автора. Для этого представляем проблему в виде вопроса и отвечаем на него. Помним, что позиция автора - это обобщенный нравственный урок, который хочет преподать писатель. Его позиция может быть выражена прямо с помощью обращения к читателю, выводов, к которым он приходит (чаще всего в конце текста), или косвенно. Например, в поступках или мыслях героев, с помощью различных художественных средств: сравнений, метафор, аллегорий и т.д. Указывают на авторскую оценку побудительные предложения, риторические вопросы или восклицания, вводные слова, оценочная лексика. Подробнее о формулировании позиции автора и характерных ошибках сказано здесь:
Итог
При должной тренировке подготовительная работа занимает не более 15 минут. Много? По-моему, не очень. Зато, уделив этому время, вы разбираете всю содержательную часть и без проволочек начинаете писать основные части сочинения: формулировку проблемы, комментарий (2 примера-иллюстрации и анализ связи между ними) и позицию автора.
Удачных сочинений!
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.