– Как производят шелк?
– Профессор, есть такие черви…
– И как получают шелк от этих червей?
– Стригут…
(случай на экзамене в Текстильном институте, середина XX века)
Не надо думать, что такие сцены возможны только в наши дни. 60, 70, 80 лет назад среди студентов тоже можно было встретить поразительно невежественных юношей и девушек. И их ответы, как и в наше время, веселили преподавателей.
Знаменитый востоковед д. и. н. И. М. Дьяконов (1915-99 гг.) для развлечения записал «Перловник». Там собрана не одна сотня «ляпов», в основном, с 30-х по 50-е годы: это слышал на экзаменах сам Дьяконов или его знакомые профессора. Случалось, что студент-невежда делался преподавателем, потому в дьяконовский Перловник попали еще и цитаты из лекций и даже научных работ.
На материале этого Перловника написана моя статья.
Как Морган запрещал групповой брак
Наши предкие люди жили в лесах. Они питались овощами и яблонями. Потом они стали гоняться друг за другом, из за чего произошли роды.
(цитата из студенческой работы, орфография сохранена)
В некоторых случаях можно даже понять, что хочет сказать автор цитаты. За фразою
«ученый Дуб открыл праобезьяну человека»
все-таки стоит факт: в 1891-92 годах голландский антрополог Дюбуа открыл на Яве кости питекантропа.
Меньше повезло американскому этнологу Льюису Моргану, который стал (в воображении студентов) каким-то демиургом или культурным героем. Нельзя понять иначе фразу:
«Морган запретил групповой брак и ввел экзогамию»
(Московский педагогический институт)
По мнению другого студиозуса, Морган, напротив, стал основоположником группового брака.
Иные студенты отвечали в жанре «капитана очевидности». От них можно было услышать, что в Среднем палеолите существовало
«разделение полового труда между мужчиной и женщиной»
Или о том, что
«Ленин… доказал, что в первобытном обществе не было безработицы».
Однако самый искрометный «перл» на тему первобытности – таков:
«Экзогамия – это племя, в котором разрешены половые сношения между мужем и женой».
В ГИИПТ’е
Нет, это не название какого-нибудь вуза! По мнению студента Ленинградского института иностранных языков, «в Дневнем ГИИПТ’е» зародилась цивилизация. Студент, наверное, впервые слышал о Египте на лекции, но не имел понятия, как пишется название страны.
В 1948 году (в разгар «борьбы с коспомолитами») студент художественного училища осчастливил экзаменатора таким ответом:
«6000 лет назад в долине Нила уже была культура. Там не было новшеств и не было низкопоклонства перед заграницей».
Во Всероссийской Академии Художеств полагали, что Франсуа Шампольон (дешифровавший иероглифы) был древним египтянином. Иначе невозможно объяснить следующий ответ:
«Продолжателем дела Шамполлиона был фараон Сенусерт»
(1946 год).
Однако самый красивый диалог на тему Древнего ГИИПТ’а состоялся в ЛИФЛИ (не последний в Ленинграде институт!) в 1932 или 33 году:
– Когда был покорен Египет персами?
– Шесть тысяч…
– Чего?
– Лет.
– До нашей эры?
– Нет. Конечно, после!
«Почему Гераклит жил назад?»
Не обязательно проваливаться на экзамене, чтобы профессор вас запомнил на всю жизнь. Достаточно одной анонимной записки. Фраза из лекции
«Гераклит жил приблизительно с 535 по 475 год до нашей эры»
вызвала такой вопрос:
«Профессор, объясните, почему он жил назад?»
Однако если вы думали, что это предел невежества, то вы ошиблись. Еще красивее был диалог в Библиотечном институте в 1951 или 52 году:
– 62 год до н.э. – это IV столетие.
– А сколько лет в столетии?
– Не знаю.
Писать продолжение?
Читайте продолжение:
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
#образование #глупость #история #студенты #ссср #университет #невежество