Найти в Дзене
Моряк Папай.

Гибрид подводной лодки и паровоза. Британские лодки серии "К"

Оглавление

В начале прошлого века все ведущие державы начинали создавать свой подводный флот. То время было богато на какие-то экзотические проекты. Это и понятно подлодки были делом новым и непонятным. Одним из таких экзотических проектов Британских подводных лодок стали ПЛ серии "К".

Источник "sail-friend.ru"
Источник "sail-friend.ru"

Основные ТТХ:

  • Скорость надводная - 24 узла.
  • Скорость подводная - 10 узлов.
  • Глубина погружения рабочая - 50-60м.
  • Экипаж 59 чел.
  • Дальность хода в надводном положении 800 миль на 24 узлах, 12 500 миль на 10 узлах; подводная: 8 миль на 8 узлах, 40 миль на 4 узлах.
  • Дальность хода в подводном положении 70 миль при скорости 2-3 узла.
  • Водоизмещение - надводное 1980т./ подводное 2566т.
  • Длина - 103 м.
  • Ширина - 8,08 м.
  • Осадка - 6,38 м.

Конструкция и энергетическая установка.


Макет подлодки HMS K3 — первого представителя проекта "K", принятого на службу. Фото Sshipyard.blogspot.com
Макет подлодки HMS K3 — первого представителя проекта "K", принятого на службу. Фото Sshipyard.blogspot.com

В начале ХХ века в королевском флоте считалось, что подлодки должны работать в одних соединениях с надводными кораблями и брать на себя уничтожение кораблей противника. Такая концепция предусматривала создание специализированной т.н. эскадренной подводной лодки, имеющей ряд отличий от существующих образцов.

Концепция эскадренной подводной лодки предполагала то что лодка будет следовать совместно с ордером надводных кораблей к району морского сражения. Пред началом боя погружаться и скрытно уничтожать корабли противника. Но, для того чтобы следовать в одном строю с надводными кораблями лодка должна была двигаться со скоростью 22-24 узла. В то время такую скорость могла обеспечить только паровая турбина.

На лодку была установленна очень сложная на то время энергетическая установка. Силовая установка включала в себя:

  • Два нефтяных водотрубных котла системы «Ярроу» по 10 500 л.с.(7,8 МВт),
  • Две паровых турбины Браун-Кёртис или Парсонс,
  • Четыре электромотора по 1440 л.с. (1,074 МВт),
  • Два трёхлопастных винта диаметром по 2,29 м (7 футов, 6 дюймов),
  • Один резервный дизель-генератор Виккерс, 800 л.с. (0,6 МВт).

Лодка имела достаточно большое водоизмещение для того времени, причиной тому стала нетипичная для лодок энергетическая установка. Лодка была двухкорпусной, изначально легкий корпус имел характерную задранную носовую часть, представлявшую собой обтекатель дополнительных торпедных аппаратов. Позже от нее отказались. Лодка имела небольшую надстройку в районе 5-6 отсеков, именно там располагались котлы и турбины. На надстройке были установленны две складные дымовые трубы. Над узкой настройкой располагалась рубка, из нее корабль управлялся в надводном положении.


Подлодки в порту. Хорошо видно устройство надстройки и труб. Фото 477768.livejournal.com
Подлодки в порту. Хорошо видно устройство надстройки и труб. Фото 477768.livejournal.com

Лодка имела полуторокорпусную конструкцию, легкий корпус покрывал прочный не на 100%. Запас плавучести корабля составлял 32,5%, то есть для того, чтобы погрузиться, лодке надо было принять почти 600 тонн воды. Прочность корпуса была очень низкой, обеспечивала прочность переборок до глубины в 25 м.

Из-за сложной и не типичной для ПЛ паровой энергетической установки лодке для погружения было необходима примерно 30 минут. Это нужно было, чтобы сложить трубы и загерметизировать котлы, провести необходимые проверки. В экстренных случаях могли довести время подготовки к погружению до 5 минут, но это все равно непозволительно много. Лодки имели склонность к неконтролируемому погружению и очень плохую управляемость под водой. Обитаемость лодок тоже была не самой лучшей.

Мореходность лодки была отвратительной. На большом ходу ее низкосидящий форштевень не всходил на волну, а протыкал ее подошву. Гребень волны проносился над лодкой. Если вода накрывала котельные вентиляторы, то вниз обрушивался водяной шквал, если штормовая волна накрывала трубы, то котлы могли погаснуть совсем. Кочегары в любую погоду несли вахту в бахилах и прорезиненных плащах, несмотря на то, что расстояние от них до пылающих топок котлов было не более метра. Высокая попутная волна легко гасила топки, поэтому наиболее безопасным маневром для лодок типа К при попутном волнении было дать полный ход и уйти вперед, обгоняя эскадру.

Вооружение.


Спуск подлодки типа "K" на воду. Фото Wikimedia Commons
Спуск подлодки типа "K" на воду. Фото Wikimedia Commons

Лодка была вооружена торпедными аппаратами457-мм, всего их было 8-шт. Было установлено 4 носовых и 4 траверзных. (Аппараты устанавливались перпендикулярно килю и могли запускать торпеды с борта, перпендикулярно направлению движения.) Для каждого аппарата была одна запасная торпеда, боекомплект состоял из 16 торпед. На первых лодках было еще 2 поворотных торпедных аппарата в надстройке, в дальнейшем от них отказались.

Артиллерийское вооружение состояло из двух 102-мм орудий Mk.XI впереди и позади надстройки и универсальной 4-дюймовой пушки, установленной на надстройке.

Заключение.

Этот проект можно село назвать провальным. Гибель нескольких сотен моряков на K13, K4, K17 и K5 (да и на M1 с M2, которые "все равно остались в душе лодками типа К") стала ценой попытки перепрыгнуть на лестнице технического прогресса через несколько ступенек разом.

Служба лодок во время Первой мировой была непримечательной. Внушительных боевых успехов лодки не достигли, встреча с противником произошла лишь однажды и окончилась ничьей.

В дальнейшем школа подводного кораблестроения Британии и сейчас не выдает ничего примечательного. Их единственный Стратегический ракетоносец, мало того что процентов на 50 состоит из комплектующих произведенных в США так еще и по праву занемеет первое место среди самых несуразных АПЛ в мире.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи про другие артиллерийские лодки:

Подводная лодка "Сюркуф".

Подводный "Линкор"

Современный ракетоносец Британии Тип. Vanguard.