Нихао!
Помимо исследований в области #багуачжан, мы продолжаем исследовательски-сортировочную деятельность в большом багаже традиционных стилей китайского #ушу, коих в нашем списке уже несколько десятков. И сегодня вашему вниманию представляется один из старых северных стилей традиционного ушу - юаньянцюань.
Юаньян цюань (鸳鸯拳) или "Кулак утки-мандаринки" — один из самых известных традиционных стилей кулачного искусства, принадлежащий к т.н. "Кулаку внешней семьи" или вайцзя цюань (外家拳). Он был очень популярным и известным во время династии Мин (明) и Цин (清), но считается что его разработали ещё ранее, во времена династии Сун (宋). Название "Кулак уток-мандаринок" происходит из традиционного образа в китайской культуре уток-мандаринок, которые всегда плавают вместе, парно, словно муж и жена следуют друг за другом, что стало прообразом сил Инь и Ян, которые едины в своей противоположности.
Поэтому движения в этом стиле в основном парные, то есть повторяются на левую и правую стороны, имеют симметрию. Также как Инь и Ян дополняют друг друга и действуют неразрывно словно утки-мандаринки, такому же принципу подчинены и все действия в стиле юаньянцюань. При этом все движения просты по своей сути и имеют высокую практическую ценность.
Юаньянцюань подразделяется в свою очередь на два больших раздела: лохань юаньян цюань (罗汉鸳鸯拳) или "Кулак архата уток-мандаринок" и дигун юаньян цюань (地功鸳鸯拳) или "Кулак работы на земле уток-мандаринок". Лохань юань цюань в свою очередь принадлежит к шаолиньскому течению (шаолинь пай / 少林派) . А раздел дигун юаньян цюань относится к уданской школе (удан пай / 武当派). Удан дигун юаньян цюань (武当地功鸳鸯拳) предъявляет высокие требования к технике работы ног (туйгун / 腿功). Этот стиль известен своей новой и необычной техникой работы ног (туйфа / 腿法) на земле, практически неизвестной в иных стилях. При этом весьма строгие требования предъявляются к работе ног на верхнем, среднем и нижнем уровнях.
Юаньян цюань (鸳鸯拳) обладает обширными техниками, но основной упор для достижения успеха в бою делается на следующих технических действиях: шуай (摔) или "бросок", да (打) или "удар", пи (劈) или "рубить", цза (砸) или "раздавливать-раскалывать", бэн (崩) или "обрушивать-обваливать", коу (扣) или "запирать-закрывать", тао (套) или "накидывание-натягивание", цзянь (剪) или "резание", гуа (剪) или "цепляние", дэн (蹬) или "наступление-давление". В свою очередь такое техническое действие как цзянь туй (剪腿) или "разрезание ног" может быть подразделено на 12 практических методов использования: стоя (ли / 立), сидя ( цзуо / 坐), лёжа (во / 卧), с помощью запирания (коу / 扣), с помощью накидывания и натягивания (тао / 套), с помощью предварительного размещения (цо / 措), с помощью вонзания (ча / 插), с помощью дезориентации противника (цзяо / 搅), с помощью набегания-накатывания (гунь / 滚) , украдкой наносить удар (тоу / 偷), с помощью броска (шуай / 摔), с помощью опрокидывания-перевёртывания (фань / 翻).
С точки зрения практических методов в стиле "Кулак утки-мандаринки" особо подчёркивается единство в использовании нападения и защиты. С точки зрения движений, есть чёткое различие между нападением и защитой, движением и покоем, также как разделяются Инь и Ян - имея этот прообраз в утках-мандаринках. Существует пословица в стиле, она звучит так:
сюнфэй цяньли, ци шоу цзяюань
雄飞千里,雌守家园
что можно перевести как:
Самец летит за тысячу миль, а самка охраняет дом,
имея ввиду, что одна часть должна выходить далеко наружу, т.е. атаковать, в то время как другая должна "оставаться дома", т.е. выполнять защитные функции. Поэтому и предъявляются высокие требования к технике тела (шэньфа / 身法), ведь многие элементы достаточно непросты, особенно всевозможные падения в землю, удары с земли и т.д.
Существует ещё одна пословица-формула в стиле юаньянцюань - "чжуаньчжоу шэньцзы бу дао вэн, юаньян бэньчжи цзай цичжун" (转轴身子不倒翁,鸳鸯本质在其中), что можно перевести так: "Ось вращения тела подобна игрушке-неваляшки, является основным принципов стиля юаньян". То есть при любых положениях тела, как то вертикально или горизонтально вдоль земли сохраняется баланс и устойчивость в ударах, которые наполнены стремительной силой и неожиданностью для противника. Многие удары ногами наносятся из самых неожиданных положений, например наклоняясь вперёд спиной к противнику - снизу вверху бьют ногой или сидя на карточках поочерёдно атакуют ноги противника и т.д. Во всех этих положениях необходимо иметь хорошую технику тела (шэньфа) и упругие, пружинящие ноги.
Формы- #таолу стиля дигун юаньян цюань (地功鸳鸯拳) включают в себя следующие: илу му цюань (一路母拳) или "Кулак первой материнской дорожки", шиэр луцзы цюань (十二路子拳) или "Кулак двенадцати приёмов", люлу цзун цюань (六路宗拳) или "Кулак предка шести путей". Материнская форма (т.е. изначальная, та, что породила иные) также имеет название цисин ба да (奇形八打), или "Восемь ударов необычной формы". Цзы цаюнь (子拳) или "Сыновний кулак" (т.е. "последующий", что был порождён изначальным "материнским кулаком) включает в себя следующие формы: две дорожи дади гун (大地功) или "большая работа на земле", семь дорожек сяоди гун (小地功) или "малая работа на земле",юэбу цюань (跃步拳) или "Кулак прыжка", цибу ляньшоу (奇步联手) или "Удивительный шаг объединённых рук".
Кроме того существуют иные формы и методы наработок, такие как юаньян ба ши (鸳鸯八势) или "Восемь позиций уток-мандаринок", или специальные восемь способов столбовой наработки и иные методы. Оружие, которое содержится в этом стиле, также включает в себя: саблю (дао / 刀), меч (цзянь / 剑), копьё (цян / 枪), палку (гунь / 棍). Среди прочего оружия особо известная техника лусин бяньгань бан (路行鞭杆棒) или "Палка-хлыст для путешествий", которая пользуется большой популярностью у практикующих юаньянцюань.
В целом можно сказать, что стиль юаньянцюань или "Кулак утки-мандаринки" есть ценное культурное наследие древности, старый стиль традиционного боевого искусства, который сильно отличается от иных направлений, т.е. имеет своё характерное "лицо". И сегодня он всё также является драгоценным искусством в большом сундуке многообразия традиционных стилей китайского ушу.
Перевод - Владимир Амида.
Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника. Видеоматериалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.
Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!