Найти тему

Реальные истории "детей Маугли": можно ли стать человеком, живя среди животных?

Оглавление

В прошлый раз мы с вами говорили о расстройствах, названных в честь героев литературы. Но тема детей Маугли стала особенно интересной, тем более, что описанный Киплингом случай имеет мало общего с реальностью.

О том, как действительно живут и выживают такие дети, а еще о том, почему Маугли не смог бы разговаривать - в нашей статье.

Мы расскажем реальные истории детей, которые росли в нечеловеческих условиях - в лесу или в длительной изоляции - но были спасены. Что с ними стало? Смогли ли они интегрироваться обратно в человеческое общество или навсегда остались "дикими людьми"?..

-2

История Джини

-3

Девочка 13-ти лет была обнаружена в 1970-ом году. На вид ей было 6-7 лет, настолько она была худая, практически не ходила и не разговаривала. Оказалось, что ее отец, полагая, что у девочки задержка в развитии, изолировал ее от общества, закрыв в комнате, в которой она провела 13 лет. Джини большую часть времени находилась в сидячем положении, привязанная смирительной рубашкой к металлическому вольеру. В комнату не проходил солнечный свет. Отец не общался с ней с помощью слов, но имитировал лай и рычание, днем надевал на дочь подгузники. Мать Джини страдала от катаракты обоих глаз и была практически слепа, а отец не переносил шума, поэтому в доме не было ни телевизора, ни радио, а члены семьи, чтобы не сердить его, общались шепотом.

«Кроличья походка» Джини
«Кроличья походка» Джини

в 1970-ом году матери удалось забрала дочь и сбежать из дома, обратившись за помощью к соцработникам. Ученых заинтересовал случай Джини. За несколько лет им удалось научить ее произносить несколько слов, но у нее все еще оставалось непроизвольное мочеиспускание и животная, так называемая кроличья походка. Джини — кстати, это не настоящее имя, а вымышленный псевдоним для обозначения в науке — переходила от одних психиатров к другим, но результата не было. До сих пор неизвестно, жива ли она и если да, то где находится. Есть предположение, что в каком-то частном специализированном заведении для взрослых.

Одичавший ребенок Питер

-5

Обнаружен в 1725 году в лесах герцогства Брауншвейг. Родителей ребенка установить не удалось. Он вел дикий образ жизни, питался лесными ягодами и передвигался на четвереньках. После поимки его перевезли к Британию показать королю Георгу I, который очень заинтересовался мальчиком. Ему было в то время около 10 лет. Историей Питера интересовались и лондонские журналисты — Джонатан Свифт и Даниэль Дефо, известные последующими романами о людях, проведших долгое время вдали от цивилизации. Питер прожил 70 (!) лет, под конец жизни его описывали так: здоровый цвет лица, густая борода, он понимал речь, но сказать мог лишь несколько слов да исполнить пару песен.

Впоследствии ученые предположили, что это не последствия жизни в лесу, а генетическое заболевание — синдром Питта-Хопкинса.

Оксана Малая

Случай произошел на территории Украинской ССР. Считается, что девочка из многодетной семьи страдала нарушениями развития. Наложившись на отсутствие интереса к ребенку по стороны родителей-алкоголиков, это привело к тому, что девочка стала много времени проводить с дворовыми собаками. Вскоре ребенка передали в детский дом, где Оксана полностью восстановилась, стала говорить свободно и обслуживать себя в быту. Она получила работу в доме-интернате, стала заботиться о лошадях. В настоящее время из-за политической ситуации в стране, неясно, где и как живет Оксана.

Мари-Анжелик ле Блан

-6

Единственный ребенок Маугли, после 10 лет жизни вне человеческого общества, освоивший письмо, чтение и устное общение. Это уникальный и практически невозможный случай среди таких детей, поэтому некоторые ученые считают его выдумкой. Мари поймали в 1731 году во Франции, поэтому она также известна как «дикарка из Шампани». Она плавала и лазила по деревьям, ловила рыбу и убивала мелких животных с особой жестокостью. Питалась только сырым мясом, впоследствии от вареной или жареной пищи ее тошнило.

Считается, что Мари родилась в 1712 году среди эскимосов Северной Америки. Исследователь давал ей куклы в разных костюмах, и она выбрала эскимосский, также вспоминала о странах, где растет сахарный тростник и маниока. Но есть и другие версии. Подробнее мы рассмотрим их в отдельной статье. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Мари-Анжелик умерла в своем доме в Париже, вероятно, от кровопотери — она была обнаружена истекающей кровью.

Каспар Хаузер

-7

Мальчика, которого позднее прозвали «Дитя Европы», поймали на рыночной площади в Нюрнберге в 1828 году. Ему было на вид 16-17 лет. Он практически не говорил ничего, кроме фраз «Я не знаю» и «Хочу быть кавалеристом, как мой отец». Звучание венгерского и немецкого языков вызывали у него смутные воспоминания, хотя в возрасте трех или четырех лет Каспара заточили в некую подземную камеру, где он в одиночестве жил до 16 лет.

-8

Народная молва считала найденыша наследным принцем великого герцогства Баден, которого выкрали из колыбели, а его трон занял узурпатор. Подобные предположения дошли и до короля Баварии. Он назначил огромную награду тому, кто узнает подлинное имя или происхождение ребенка, но несмотря на все усилия, найти ничего не удалось. А через пять лет мальчика убили неизвестные. До сих пор неясно, кем был Каспар и за что его убили.

Виктор из Аверона (также известный как Аверонский дикарь)

-9

Был найден в лесах во французском департаменте Аверон в 1794 году. Установить возраст было крайне сложно, потому что ребенок не разговаривал, жестикулировал, не ходил прямо и оброс шерстью, не реагировал на слова и звуки, за что его стали считать глухим. После обнаружения он много раз переходил из рук в руки, даже изучался в специальном институте глухонемых в Париже, но убегал от своих благодетелей 8 раз. В конце концов в 1801 году шефство над мальчиком взял молодой врач Жан Марк Гаспар Итар. Он придерживался концепций Руссо, который утверждал, что человека от животного отличает эмпатия и возможность говорить. К тому времени найденный ребенок стал больше аргументом в спорах ученых, а его здоровьем и развитием никто не занимался.

Жан Марк Гаспар Итар
Жан Марк Гаспар Итар

Итар старался относиться к мальчику, которого он назвал Виктором (с ударением на букву о, так как именно ее найденыш произносил лучше всего), с уважением и принятием. Из года в год он наблюдал за его состоянием, пытался воспитывать и социализировать. Однажды Виктор увидев скорбящую по умершему мужу вдову, прекратил свои занятия и пришел ее утешить, что сигнализировало, что прогресс есть и ребенок осваивает если не человеческую речь, то способность к эмпатии.

-11

Сейчас Жан Марк Итар считается выдающимся ученым-исследователем, который заложил основы науки о том, как обращаться с «тяжелыми» детьми с нарушениями слуха или речи. К сожалению, Итару так и не удалось научить Виктора разговаривать, но мальчик пользовался так называемым «языком действия», что уже указывало на прогресс и примитивную форму общения и коммуникации. Виктор провел остаток жизни на попечении опекунши в Париже. Он прожил около сорока лет.

Неоднократно пытались выяснить, откуда Виктор родом, а еще оспорить то, что его называли «дикий ребенок» (он не умел разводить огонь или плавать, любил овощи и фрукты, которые растут в садах и огородах). Современные ученые считают, что у Виктора была просто задержка в развитии, аутизм, ранняя шизофрения, которые побудили родителей отказаться от ребенка, а его современники и вовсе полагали, что Виктор – мученик и жертва (на задних сторонах ладоней найдены ожоги и глубокое ранение около гортани), но не дикарь. Уже в наше время о Викторе из Аверона снято множество фильмов, написаны рассказы, ему даже посвящают музыку, а в районе его находки стоит памятник «Виктору, дикому ребенку из Аверона»

-12

Итак, мы видим, что в условиях отсутствия контакта с человеком в первые годы жизни ребенок, не важно найден он в лесу или среди людей, уже не сможет стать полноценным членом общества – не научится говорить, читать, вести себя среди людей и обслуживать свои потребности. Впоследствии ученые сопоставили эти факты и пришли к мнению, что первые три-шесть лет в жизни ребенка самые важные – он должен почти неотлучно общаться с человеком, видеть его реакции, учиться поведению. Получается, что история Маугли, рассказанная Киплингом, далека от реальности. Такой ребенок никогда бы не вернулся в социум и истории детей Маугли тому подтверждением. Но в нашем повествовании был пример ребенка, которому удалось социализироваться. Это Мари ле Блан. О том, реальна ли это история и как она стала единственным в истории диким ребенком, которого удалось ассимилировать – в следующей статье ровно через неделю.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!