Найти в Дзене
РУСЛОВО

Миф, выдуманный, чтобы скрыть собственные провалы, но в который верят: «Рабочий при Николае II жил лучше, чем при Сталине».

Оглавление

А ведь если абстрагироваться от всех мелочей, отбросив все детали, выходит, что суть дискуссии между сторонниками и противниками социализма заключается лишь в одном. В том, что первые считают — для русского человека советская власть лучше, а вторые — лучше власть капиталиста, барина и кулака, поскольку собственно это мы и имеем в настоящее время, только в более усовершенствованном виде.
Лишь этим и только этим можно объяснить обилие статей, «доказывающих», что рабочий при Николае II «жил лучше и мог позволить себе купить больше», чем при Сталине. Хотя, в принципе, даже и в этом не было бы заслуги Николая II, в чём вы собственно можете убедиться из статьи
Как Сталин заставил капиталистов в 1904 году ввести МРОТ, сократить рабочий день и лечить за счёт предприятия

Но речь сегодня о том, что вынесено в заголовок, а посему начну с чуть ли не главного аргумента сторонников царских времён, со слов, якобы когда-то сказанных Н. С. Хрущёвым:

«Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия — слесарь — я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде... Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 граммов), а белый — 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо — копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же — сильно поднялись…»

О том, где слукавил «дорогой Никита Сергеевич» подробнее и с цифрами чуть ниже. Но прежде коротенькое отступление, иначе всё сказанное потеряет смысл....
Заметьте, как ярко и неприкрыто сказанное Хрущёвым выдают в нём троцкиста. Ибо, да простит меня читатель, повторюсь:

Для последователей Л. Троцкого было важнее чисто материальное определение коммунизма. То есть коммунизм рассматривался не как

общество подлинного народовластия, равенства и равного доступа ко всем благам, создаваемым обществом,

а как общество, где равно удовлетворяются материальные потребности. То есть коммунизм становился утилитарным и измеряемым количеством колбасы и машин.

Недаром первоочередной задачей в послесталинскую эпоху стало — «Догнать и перегнать Америку по уровню потребления». И вот с этого момента социализм был обречён. Так как нарушался главный экономический закон социализма:

Существенными чертами и требованиями основного экономического закона социализма  являются

«обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники»

Словом, непрерывный опережающий рост производительности труда —>> рост благосостояния народа. Нельзя запрячь телегу впереди лошади, поскольку прежде всего нужно, во-первых, приоритет производства средств производства, а во-вторых:

Необходимо... добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии. Что требуется для этого?
Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования...

И. В. Сталин Экономические проблемы социализма в СССР.

Именно здесь и кроется лукавство Н. С. Хрущёва. Судите сами. По его собственному признанию, когда ему исполнилось девять лет, отец окончательно забрал его из школы и отправил работать в поле.

«Я выучился считать до 30, и отец решил, что учения с меня хватит, — вспоминал Никита Сергеевич. — Всё, что тебе нужно, — выучиться считать деньги, а больше тридцати рублей у тебя все равно никогда не будет».

И ведь больше до революции Никита Сергеевич нигде не учился (кроме цифр в лавке), а свою «высокооплачиваемую» профессию слесаря он получил отнюдь не за свои знания и «незаурядные способности», а просто по «блату».

...отец был в рудоуправлении инженером-энергетиком. По тем временам это была большая должность. Он-то и устроил меня к себе в электротехническую бригаду, я обслуживал лебедки и другое вспомогательное оборудование.

Если сравнивать с сегодняшними реалями — это профессия современного программиста или сисадмина. Банальное стечение обстоятельств. Ибо, вот как, по его же словам, жили другие рабочие шахты.

Рабочие размещались в бараках по 50—70 человек в комнате. В комнатах были только нары и верёвка под потолком, на которой шахтёры сушили мокрую одежду и портянки. «Можно себе представить атмосферу, в которой жил человек, — рассказывал в одном из интервью Хрущёв. — Никогда не забуду увиденного: некоторые рабочие справляли ... прямо со второго яруса вниз.

Чувствуете разницу? Такая же петрушка и с цифрами.

Скажите, какая средняя зарплата в Москве? Ммм... А сколько там получает высококвалифицированный специалист? 100-120 тыс. рублей? Ба, да мы оказывается живём лучше большинства населения планеты!

По такому же принципу и делается утверждение, что рабочий при Николае II «жил лучше и мог позволить себе купить больше», чем при Сталине. Но мы-то знаем, что Москва это ещё не вся Россия и что средняя медианная зарплата по стране составляет 32 800 рублей. И в Российской империи знали, что Санкт-Петербург это далеко не вся страна, и что средняя зарплата ПРОМЫШЛЕННОГО РАБОЧЕГО составляла 22,5 рубля. При этом его рабочий день в среднем составлял 10 часов, без оплачиваемого отпуска.

Источник: Свод отчетов фабричных инспекторов за 1913 г. СПб., стр. 55
Источник: Свод отчетов фабричных инспекторов за 1913 г. СПб., стр. 55

Важно отметить ещё одно обстоятельство. В Российской империи в принципе не было квартир, комнат в личной собственности. Они не покупались и не продавались. И практически всё население городов снимала жильё в доходных домах. В том числе и часть рабочих фабрик и заводов...

Единицей аренды могла выступать не только квартира или комната, но и каморка, угол, койка, пол-койки и даже треть койки. Обычно цепочка событий выглядела так: домовладелец сдавал в аренду квартиру целиком. Арендатор в этой квартире сдавал отдельные углы, в свою очередь угловые жильцы могли втиснуть к себе в угол ещё одну кровать и сдавать её холостому рабочему. А коечный жилец мог поочерёдно делиться своим ложем с одним или двумя рабочими, с которыми он работал в разные смены. Угол выделялся ситцевыми занавесками. В комнате обыкновенно жили по 4 семьи, на семейных кроватях спали вместе с родителями и дети. Более ценились передние углы у окон, стоившие по 5 рублей. Задние углы у печки стоили по 3 рубля.
Источник: Е. Д. Юхнева. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта.

Редко встречались «каморки» — небольшое помещение без окон... Она представляла собой деревянный ящик (площадь 2 на 3 аршина — 1,5Х2 метра). СТОИЛ УГОЛ-КАМОРКА ОТ 6 до 12 рублей в месяц. КАКОЙ-НИБУДЬ ФАБРИЧНЫЙ СЛЕСАРЬ, ИМЕЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТЬ СНЯТЬ КАМОРКУ СЧИТАЛСЯ «БОГАЧОМ»...

«Нередко даже, когда вся комната уже заставлена кроватями, избыточные жильцы... спят на полу в кухне, в коридорах, узких проходах, в темных углах. Площадь пола служит единственным мерилом вместимости» («Петербург и его жизнь» 1914 г.)

В принципе эти факты легко проверяются — в 1912 году 24 500 малогабаритных квартир в Москве вмещали невероятное число людей — 325 тысяч.
Те же, кто не мог себе позволить съёмное жильё, жил так...

-3

Учтите, что живя в таких условиях, рабочий не мог рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание, не говоря уже об оплате больничных листов.
Ну и последнее, в чём собственно заключается и махинации апологетов «России, которую мы потеряли». Ведь сравнение «мог позволить купить себе больше» идёт с первыми годами пятилеток, когда механизм социализма находился в стадии отладки и упор делалался на доступное качественное общественное питание.

Фабрика-кухня № 1 в Москве. 1931 год.
Фабрика-кухня № 1 в Москве. 1931 год.
«Открылось самое крупное рабочее кафе Москвы — при фабрике-кухне №1 Краснопресненского района, — сообщили газеты. — В среднем за вечер здесь отпускалось больше четырех тысяч блюд. Меню самое разнообразное. Цена — не выше стоимости соответствующих рабочих буфетов. Так, например, салат овощной — 3 копейки, тешка белорыбная — 1 рубль, свинина — 1 рубль 50 копеек, сдоба свежая — 25 копеек, пирожное — 35 копеек. В зале кафе играл оркестр».

Да и жизнь стремительно улучшалась. И в конце концов, несмотря на Великую Отечественную войну, в которой материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками Советскому Союзу, составил около 30 % его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, - около 67 %, к 1953 году зарплаты за 8-ми часовой рабочий день выросли более чем в 30 раз (по сравнению с 1913 годом за 10-ти часовой рабочий день).

Источник: Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003. Архив: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161-161об. Типографский экземпляр.
Источник: Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003. Архив: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161-161об. Типографский экземпляр.

А цены, на значимые продуты питания, в среднем в 25 раз...

Источник: Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003. Архив: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 33. Д. 1582. Л. 12-27. Заверенная машинописная копия с визами
сотрудников ЦСУ СССР.
Источник: Сборник документов «Советская жизнь. 1945-1953 гг.» М.: РОССПЭН, 2003. Архив: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 33. Д. 1582. Л. 12-27. Заверенная машинописная копия с визами сотрудников ЦСУ СССР.

При этом советский рабочий имел отдельную квартиру или комнату, оплачиваемый отпуск, бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь и многое другое, что было недоступно рабочему в Российской Империи.
Словом, если использовать аллегорию и перенестись в сегодняшний день, я никогда не поверю, что гастарбайтер или вахтовик, не имеющий собственного жилья и социальной защиты, «живёт лучше и может позволить себе купить больше», чем такой же семейный рабочий, хоть и получающий чуточку меньше. А вы верите?
P. S. О том, как был заключён первый в России коллективный трудовой договор, в статье:

Как Сталин заставил капиталистов в 1904 году ввести МРОТ, сократить рабочий день и лечить за счёт предприятия 👆