Согласитесь - среди обычных людей вряд ли много тех, кто мечтает, чтобы где-то началась война. Тем более о войне за собственным окном.
Однако войны все время происходят. Они как-то начинаются. Особенно нехороший признак - когда где-то появляется много оружия, зачем-то собираются массы военных, по-особому нагнетаются слухи и путаные объяснения политиков.
Есть давняя и выстраданная мудрость – в какой-то момент война может начать управлять сама собой.
В 1939-м году люди ничем не отличались от нас. Если каким-то образом вернуться в Европу в те времена, то нас выставят на смех, когда мы начнем пугать кого-то, убеждать, что чьи-то планы не сбудутся.
Нет, люди вокруг окажутся такими же, полными забот - куда пойти, что купить, как разобраться с работой, учебой, и что успеть сделать на год-два, а то и пять вперед.
А новости про козни политиков, как и у нас, будут удивлять их лишь в привычной плоскости газетного разнообразия жизни.
В те времена обстановка по поводу мнений политиков нагнеталась не слабее, чем сегодня. И политики того времени, рассуждая о самых мрачных прогнозах, толком не представляли себе натурализма войны, и не хотели его, конечно.
Про натурализм войны знают, в основном, погибшие там. А не те, чья профессия – теоретизировать с вариантами…
И все же, мы сегодня немного отличаемся. В то время все видели как стремительно вооружается Германия. Понимали, что эта эскалация – уже не ради запугивания, или политических понтов. Германское государство превратилось в военную машину, набирающую обороты у всех на виду. Там открыто наращивалась сила, достаточная для захвата окружающих пространств.
И политика всех государств свелась уже не к упреждению, а к отпихиванию этой угрозы от себя. Для властителей это было словно жонглированием гранатой с сорванным кольцом. Когда каждый в ужасе отшвыривает ее, перекидывая другому. Лишь бы не оказаться в худшей ситуации, успеть укрыться к моменту взрыва.
Дошли ли мы сегодня до такого «жонглирования»? Вроде нет пока. Но сегодня у всех на глазах вооружается Украина. Причем Западный мир уверенно «стыдит» в этом Россию! А Украину там истово поощряют в любом проявлении милитаризма.
Что здесь непростительно общего с тридцатыми годами? После поражения в Первой мировой Германию перестали принимать в расчет. Ее обезоружили и унизили всем миром. А на ее мелкий «подпольный реваншизм» вначале закрывали глаза, упиваясь властью над поверженным колоссом.
Когда же стало ясно, что Германия все-таки наращивает силы, и даже способна заявлять о себе вооруженным путем, ее тут же постарались сделать инструментом для решения межгосударственных задач кто во что горазд.
С опорой на агрессивную Германию создавались союзы, альянсы, аншлюзы. Группы государств начинали дружить одни против других, стараясь спрятаться за Германией.
И самое главное, плюя на политиков, европейские и американские торговцы оружием спешили удовлетворить бездонные германские запросы. И по иронии судьбы, Германию вооружали тогда тоже всем миром, как и унижали до того.
Зачем сегодня капают слюни военнопромышленников над Украиной? Здесь творится почти то же, что и с германским нацизмом. Никто его не замечает – главные демократы Европы скромно отводят глаза.
Зато ими вновь облюбован возрождающийся антирусский монстр, которого они готовы дружно и безостановочно вскармливать.
Только урок с предыдущим чудовищем, откусившим все кормящие руки, а то и головы алчных кормильцев, видимо, прочно забыт.