Найти тему
В гости к бабушке Европе

Ржавый пояс Москвы: архитектура и эстетика лофтов, которую я так и не оценила

Примерно 5-10 лет назад в Москве начали набирать популярность так называемые лофт-кварталы: там организовывали фотосессии и даже свадьбы, там открывали офисы и рестораны, туда стало считаться хорошим тоном пойти погулять, там появились бары и магазины, там проводили фестивали... ну, впору перефразировать Толстого: кто не бывал в московском лофте в 2015 году, тот не знает, что такое жизнь.:)

Давайте начнём ab ovo и для начала разберёмся: что такое эти самые лофт-кварталы? Историческое, причём не такое уж давнее, название у них не слишком заманчивое: ржавый пояс Москвы — вот так принято именовать места, где они находятся. Это бывшие заводы и фабрики. И располагались они на окраинах Москвы - я имею в виду, на окраинах Москвы образца столетней давности. Трехгорная мануфактура — за Пресненской заставой (сегодня: 15 минут пешком от метро 1905 года), Даниловская мануфактура - за Серпуховской заставой (сегодня: 15 минут пешком от метро Тульская), Бадаевский завод — за Дорогомиловской заставой... ну и так далее. Помните, недавно я писала про Камер-Коллежский вал, который был границей Москвы до 1909 года? Потом этой границей стала (не совсем точно, с отклонениями кое-где), Московская окружная железная дорога, известная нам сегодня как МЦК. Вот где-то там, в окрестностях станций железки, и нужно искать лофты. Добираться туда (если вы не живёте и не работаете поблизости), обычно не слишком удобно — почти всегда это далековато от метро, почти всегда это вблизи набережной, и почти всегда, уж извините, это всё ещё бывшая промзона, пусть и приправленная хипстерским шиком.

Какие в современной Москве есть наиболее известные лофт-кварталы?

  • Красный октябрь — едва ли не основоположник жанра, с него всё началось. Вот он-то, в отличие от своих собратьев, расположен в центре Москвы, в 10 минутах ходьбы от Кремля. Ну, что такое «Красный октябрь», думаю, объяснять не нужно: шоколад-то каждый из нас ел! И про шоколадную фабрику, которая некогда была товариществом Эйнем, тоже каждый знает. И вид этой фабрики, увековеченный на шоколадных фантиках, каждому знаком. Промышленные мощности кондитерской фабрики «Красный октябрь» были выведены из центра столицы только в 2007 году, и с тех-то пор и начал создаваться арт-квартал. Здесь находится Центр фотографии имени братьев Люмьер, здесь сидели урбанисты из «Стрелки».
  • Красная роза. Тоже более-менее центральное местечко — в двух шагах от метро «Парк культуры». Эта история началась в 1875 году, когда француз из Лиона Клод-Мари Жиро приобрел усадьбу Всеволожских в Хамовниках и начал строить на ее территории самую крупную шелкоткацкую фабрику в Российской империи. Позднее (после революции) её переименовали в честь Розы Люксембург, ну а сегодня... ну да, снова лофт-квартал и бизнес-центр. Здания названы в честь дореволюционных олигархов, ткацких королей: Морозов, Мамонтов, Савин, Строганов, Демидов... Это место, широко известное в узких кругах — именно здесь расположены офисы Яндекса и, кстати, их музей и магазин (туда-то зайти могут все желающие, и это интересно!).
  • Артплей: «Бронзомеднолитейный, чугунолитейный, арматурный завод и фабрика манометров», основанный в 1886 году мещанином Федором Гакенталем, находится в шаговой доступности от Курского вокзала. Сегодня на этой территории часто проводят разнообразные ярмарки российских мастеров. Среди арендаторов — Британская высшая школа дизайна, архитектурное бюро Wowhaus и прочие организации, связанные с архитектурой и дизайном.
  • Завод Владимира Ильича. Помните, как в 1918 году Фанни Каплан стреляла, но промахнулась? Дело было именно здесь, в Замоскворечье. Завод был основан в 1847 году для приготовления и починки машин, ввозимых из-за границы (иначе говоря, для адаптации их к российским реалиям), а в 1916-м перешел в собственность предпринимателя Михельсона. Он и сменил профиль производства на снарядный и машиностроительный. Сегодня в бывшем заводском комплексе зданий в переулке с красноречивым названием Партийный обосновалась редакция газеты «Известия» (кстати, газета-то — ровесница того покушения 1918 года!).
  • Даниловская мануфактура, бывшая ткацкая фабрика. Самые крупные из корпусов названы в честь основателей предприятия — Кноппа и Мещерина, а мелкие — в честь тканей, которые тут производили: Фланелевый, Батистовый, Ситцевый и Сатиновый. На фасаде одного из зданий увековечена цифра 1876. В корпусах Даниловской мануфактуры сегодня работает вся группа изданий «Рамблера» (Лента.ру, Газета.ру, Мослента, Секрет фирмы и многие другие).
  • Трёхгорная мануфактура. Лофт-квартал, расположенный в пижонском, так сказать, месте — напротив Центра международной торговли и в пешей доступности от башен Москва-Сити. Исторически — Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, существовавшее аж с 1799 года. Как известно, текстильная промышленность в дореволюционной России была одной из сильнейших, и Трёхгорка — живое тому подтверждение. Городской фольклор гласит, что в окрестностях Трёхгорки зарегистрирована чуть ли не вся правящая элита — якобы и у Мишустина прописка на Рочдельской улице, и у Собянина, и у кого-то ещё... Не знаю, я к ним в паспорта не заглядывала. В окрестностях сохранились многие здания, построенные когда-то для рабочих мануфактуры, ну а в самих краснокирпичных корпусах, конечно, сейчас офисы и рестораны. Кстати, рестораны дорогие, но действительно очень достойные: здесь, например, «Ухват», «Бочка» и корейский Hite.
  • Флакон — тоже один из пионеров жанра. Это бывший хрустально-стекольный завод Дотфуа: здесь делали парфюмерные флаконы. Как бы мы к этому ни относились, местечко культовое: в 2011 году Forbes включил его в список 14 проектов, изменивших облик Москвы к лучшему. Ещё с начала 2010-х годов именно здесь часто проходят всякие весёлые молодёжные фестивали — то посвященные разным странам, то кухням народов мира, то просто музыкальные... Здесь же можно найти магазинчики малоизвестных российских брендов, которые только набирают обороты, крошечные бары и рестораны — словом, всё, что любили хипстеры 10 лет назад, а сейчас любят почти все.
  • Бадаевский пивзавод, а если быть точным — Трёхгорный пивоваренный завод: именем Бадаева он стал называться только в 1934 году. Правда, у этого лофта очень грустная судьба: несмотря на борьбу Архнадзора и прочих градозащитников, его всё-таки отдали под застройку. Очень жаль: одно время мы с моим братом любили ездить туда в стрелковый клуб (брат — изящный эльф-лучник, а я — баба с пистолетом) и сбрасывать таким образом накопившееся в течение рабочей недели напряжение.
  • Московский шелк. Лофт-квартал в шаговой доступности от Новодевичьего монастыря и от Лужников, в престижном вроде как районе Хамовники. Ткацкое производство здесь появилось аж в 1820 году, это была фабрика купца Родиона Вострякова, а потом владельцем фабрики стал француз Альберт Гюбнер. Ну а сегодня принято считать, что там сдают в аренду сплошь элитную недвижимость элитным арендаторам.

Это, конечно, не все. Их гораздо больше. Стоит ли приезжать ли туда специально? Я бы сказала так: как минимум один лофт посмотреть стоит, — просто для того, чтобы познакомиться с жанром и понять, нравится вам это или нет. Остальные — ну только если дела вас туда приведут. Недавно, например, тусовка, которую Дзен организовал для авторов, проходила на территории бывшего завода «Центрального электрическое общества в Москве», более известного нам как завод «Динамо» на улице Ленинская слобода. Ну так почему бы не совместить приятное с полезным и не посмотреть заодно памятник промышленной архитектуры? Об этом уголке Москвы, кстати, я недавно рассказывала:

-2

У меня есть и более серьёзный личный опыт: около года я работала на территории Даниловской мануфактуры — оценила, так сказать, всё изнутри. К лофтам как офисам у меня множество вопросов: там практически невозможно обеспечить сотрудникам хотя бы подобие личного пространства, места катастрофически не хватает. Ну, зато всё это на фоне стильных красных кирпичных стен. Так себе утешение. Сугубо эстетически мне всё это не понравилось. Завод он и есть завод. О нём обязательно будет что-то напоминать: например, торчащие трубы, несимпатичная проходная или выезд с парковки через буераки. Из приятных нюансов — возможность выйти на набережную (почти из всех лофтов!) и пара-тройка заслуживающих внимания памятников.

Эстетика — это, конечно, вопрос вкуса, да и только. Мне куда больше по душе сидеть в ресторанчике в каком-нибудь старом особнячке на Пятницкой, а не в царстве грубого кирпича в бывшем здании фабрики. Но все мы разные, кто-то от лофтов тащится.:)

Вот, пожалуйста: довольно дорогой ресторан, а на заднем плане трубы торчат... на мой взгляд, не очень уютно.
Вот, пожалуйста: довольно дорогой ресторан, а на заднем плане трубы торчат... на мой взгляд, не очень уютно.
-4

А вам нравятся лофт-кварталы? Может, даже любимый есть? Делитесь мнениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: