Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Эмма Хоутон, «Тьма»

Страниц: 350

Оценка: 7/10

Первое издание: 2021 г.

На эту книгу я наткнулась случайно, когда искала новых для себя авторов на ЛитРес. Меня заворожила обложка: одинокий домик в заснеженной пустоте. Да и такое краткое название интригует.

Роман рассказывает о девушке, которая приехала на полярную станцию в Антарктике в качестве врача на замену погибшему. После автомобильной аварии у героини Кейт начались проблемы с обезболивающими таблетками, и она согласилась на работу в такой глуши, чтобы забыться и постараться прийти в норму. Однако на станции творятся странности. Коллеги все дёрганые и очень нехотя говорят о погибшем враче. Начальница станции тоже странная: отстранённая, не следит за дисциплиной на станции и предвзято относится к Кейт с первого дня. 

Кейт начинает вести своё мини-расследование: находит записи погибшего врача, пытается расспрашивать коллег. Однако чем больше она это делает, тем больше накаляется атмосфера, вспыхивают скандалы и начальница станции даже сажает Кейт под арест. Однако случается ещё одна смерть, которую, несмотря на странные особенности, списывают на самоубийство. Кейт начинает понимать, что в этом месте не безопасно.

У романа выбран крутой антураж: изолированная полярная станция, за окном не меньше -40° по Цельсию, сообщение с цивилизацией закрыто до весны. То есть все герои вынуждены сосуществовать на ограниченной территории без возможности уехать или спрятаться, и среди них находится убийца. Им может быть любой из коллег, и от этого становится ещё более жутко. Однако, на мой взгляд, писательница упустила такую шикарную возможность и не смогла сделать из такой идеи что-то крутое. 

Начнём со странных решений автора. Представьте, какая дисциплина должна быть в месте, которое по уровню опасности окружающей среды и зависимости от оборудования едва ли уступает космическим станциям. Тем более что все там собрались не просто годик посидеть, а для исследований. Так вот, на этой станции никому до дисциплины нет никакого дела. Ни рядовым сотрудникам, ни начальнице. Сотрудники пьют, дерутся и употребляют запрещённые вещества, сами что-то делают и вольно передвигаются по станции. Врач чуть ли не умоляет их приходить на плановые осмотры, благодаря которым будет лучше изучено влияние полярной ночи на организм человека, и носить трекеры, замеряющие активность, сон, пульс и другие жизненные показатели. Начальнице станции никакого до этого дела нет. Можно подумать, что в этом задумка: через призму такой расхлябанности показать, что со станцией не всё в порядке. Но нет, писательница ни разу не показала нам, что это что-то необычное и из ряда вон выходящее.

Также, что мне сильно бросилось в глаза, когда я дочитала книгу, — персонажи не прописаны. Они так до конца и остаются лишь набросками с ярлыками их специальности. Я постоянно путала всех мужчин на станции, потому что Эмма Хоутон не уделила времени рассказать о них чуть больше. Из-за этого им не сопереживаешь, потому что они не воспринимаются как отдельные личности. К тому же не обошлось и без клюквы: персонаж из России, конечно же, в разговоре, никак не связанном с политикой, будет упоминать президента и любовь к родине, а не пьёт он из-за алкоголика-отца. О других героях в подобном ключе не было сказано ни слова. 

С детективной составляющей Эмма поработала отлично. История получилась запутанной, но, когда все карты были открыты, итог оказался логичным.

Но, что самое, на мой взгляд, важное, у писательницы не получилось создать атмосферу ужаса в изолированном помещении. Когда любой из твоих коллег может оказаться убийцей, ты нигде и никогда не в безопасности, и убежать ты оттуда не можешь. Хуже того: как только выйдет из строя какое-либо оборудование, ты умрёшь вдали от цивилизации.

Мне кажется, это как раз из-за персонажей, которых не удалось очеловечить. Сопереживать можно только главной героине, и то даже в её случае не возникает ощущения опасности. 

В целом то книга неплохая: читается очень быстро, диалоги прописаны нормально, антураж интересный. Но эмоций она не вызывает. Такие романы забываются через пару недель.