Найти в Дзене
Валерий Николаев

Сражение за Кицкие Выставки - самое крупное сражение между РККА и интервентами во время Гражданской войны в России.

Канадские артиллеристы ведут огонь по наступающим частям Красной Армии . Кицкие Выставки. март 1919 г.
Канадские артиллеристы ведут огонь по наступающим частям Красной Армии . Кицкие Выставки. март 1919 г.

Сражение за Кицкие Выставки между частями Красной Армии и войсками интервентов и белогвардейцев происходило с 1 по 10 марта 1919 г. на Северном фронте Гражданской войны в России. Это малоизвестное сражение Гражданской войны по количеству участников стало самым большим вооружённым столкновением между Красной Армией и войсками США.[1]

Обстановка накануне сражения.

В январе 1919 г. 6-ая армия РККА Северного фронта провела успешную Шенкурскую наступательную операцию на Важском направлении, отбросив войска интервентов и белых более чем на 100 км на север и освободив г. Шенкурск. Однако выполнить основную задачу в ходе наступления, а именно разгромить войска Важской колонны противника и выйти к устью реки Ваги, не удалось.[2]

Войска Важской колонны, несмотря на потери, организованно отступили к Кицким Выставкам (Малая и Большая Выставки – сейчас нежилые), расположенным южнее большого села Кица (Верхняя Кица, Виноградовский район, Архангельской области). Воспользовавшись передышкой, командование Важской колонны организовало оборону по линии деревень Усть-Сюма (Куликовская), Заважье (Леховская), Евсеевская (Халмино - нежилая), Выставка (Кицкие Выставки).

Очевидец тех событий, волонтёр гуманитарной организации Ральф Альбертсон, прикомандированный к войскам Важской колонны, вспоминал:

Наш фронт состоял в общей сложности из восьми деревень. Вначале мы поставили баррикады из сосновых веток и снега, затем брёвна, блокгаузы, проволоку, через некоторое расстояние несколько окопов. Здесь в Выставке, бои были самыми тяжёлыми и продолжительными за всю зиму. Каждый день по нам совершалось несколько артиллерийских обстрелов, и до первого марта, когда мы были вынуждены занять Кицу в качестве передовой позиции, было совершенно пять крупных атак. В боях у Выставки участвовали роты «А», «С», «D» и «F», королевские шотландцы и королевский полк (Ливерпульский),русские и великолепные канадские артиллерийские части, которые, к счастью, были усилены 4,5 дюймовыми гаубицами королевской полевой артиллерии. Однако прежнее артиллерийское превосходство большевиков оставалось неизменным...[3]

Cилы сторон.

Войска Шенкурского боевого района 6-й армии РККА, под командованием И. И. Раудмеца состояли:

156 стрелковый полк (сп), и.о. командира В. Г. Боговой.

3-й батальон 161 сп.

3-й батальон 157 сп.

1-й отдельный морской батальон.

Северодвинский партизанский отряд, М. К. Чухин.

Кавказский конный туземный отряд, Хаджи Мурат Дзарахохов.

3 лёгкие артиллерийские батареи и 2 батареи 1-ого тяжёлого артдивизиона, под командованием Э. К. Кенигсвальда.[4]

К концу февраля в состав Важской колонны, под командованием британского полковника Пойгнанта, входили:

1-ый батальон 339 пехотного полка армии США, во главе с полковником Джеймсом Корбли. Состоявший из трёх рот А, С, D и приданных ему подразделений 310 инженерного полка США.

17-ый батальон Королевского Ливерпульского полка, полковника Хендерсена.

1-ый батальон Северной области (Шенкурский батальон).[5]

Эскадрон особого назначения при штабе Важской колонны (Шенкурский эскадрон), капитан Матвеев Ласси.[6]

Пластунский отряд (добровольческий батальон).

68-ая батарея 16-ой Канадской артиллерийской бригады, подполковник Хайд. С приданной к ней подразделением 421-ой Королевской гаубичной батареи лейтенанта Мартина.

Британская горная батарея, капитан Коллинс.

Русская артиллерийская батарея[7](предположительно Шенкурская артбатарея).

Планы сторон.

Командование 6-й армии РККА планировало провести решительную масштабную наступательную операцию с целью разгрома противника и захвата Архангельска. 28 февраля 1919 г. командарм 6-й армии А. А. Самойло телеграфировал высшему командованию РККА:

Теперь, с назначением в моё распоряжение трёх полков Камышинской дивизии, полагал бы операцию по захвату г. Архангельска произвести следующим образом: по занятии устья р. Ваги первою задачей поставить овладение районом Моржегорская – Пяндский, для чего, после соответствующей перегруппировки, главный удар нанести противнику, группирующемуся в районе дер. Моржегорской, со стороны дер. Чернозерской при одновременном наступлении наших сил в этот район и с фронта, вдоль р. Северной Двины.[8]

Таким образом, командованию Шенкурского боевого района предстояло провести наступление к устью р. Ваги без пополнений, своими силами. Для выполнения задачи Раудмец планировал разделить войска на две группы с целью направить одну из них в обход оборонительных позиций противника для удара в тыл Важской колонне. Ещё 26 февраля Раудмец отдал приказ войскам:

1. Против нас противник в дер. Выставка силою около 200 чел. Американцев и Северодвинская рота около 100 человек, в д. Наустовская/ Халмино/, рота добровольцев и отряд американцев, численность которого не выяснена, но во всяком случае более роты. Артиллерия противника расположена по району так: на участке Выставки – два трёхдюймовых орудия, два сорока восьми линейных и одно шестидюймовое, в /Халмино/ Наустовская/ - два трёхдюймовых орудия.

2. Наши силы расположены двумя группами:

I-я группа под моим командованием, действующая по почтовому тракту Шеговары-Выставка и /Заважье/Леховская/Халмино/Наустовская в составе 156 стр. полка в «1000» штыков, при 2 бомбомётах и 16 пулемётах и 161 стр. полка в «600» штыков при 20 пулемётах. Артиллерийская группа под руководством тов. Кенигсвальда в составе I-го взвода I-й батареи и I-го лёгкого артиллерийского дивизиона, 2-го взвода 2-й батареи 3-го лёгкого артиллерийского дивизиона, I-го взвода I-й батареи I-го тяжёлого артиллерийского дивизиона, I-го взвода 3 батареи I-го тяжёлого артиллерийского дивизиона.

2-я групп под общим командованием начальника отряда тов. Лепина, действующая по дороге Пентюховская, Павловская, Стеховская, озеро Гичное на Усть-Вагу и в направлении Максимовская/Усть-Неленьга/, Кицкий в составе 157 полка, Северо-Двинского Партизанского отряда тов. Чухина, Кавказского Конного туземного отряда Хаджи Мурата и I-го Отдельного Морского батальона при батарее 37 миллиметровых пушек Маклена.

Этим группам приказано Командующим районом начать наступление с целью занятия /Халмино/ Наустовская, Выставка, Кицкий, Устьвага, для чего они должны занять исходное положение. 156 стр. полк Усть-Сюмский-Заважье не позднее 18 часов 28 февраля. 161 стр. полк не позднее 6 часов I-го Марта перекрёсток дорог почтовый тракт – Заважье и отряд тов. Лепина – Пентюховская, Павловская - Стеховская (Неленьга)не позднее 18 часов 28 февраля.[9]

Однако замысел Раудмеца был раскрыт во время конной разведки Шенкурского эскадрона 22 февраля в Неленьгу, обнаружившей сосредоточение там войск красных. Опасаясь окружения своих войск, командование Важской колонны приказало оставить Усть-Сюму и Заважье тем самым, сократив участок обороны. Одновременно был усилен гарнизон д. Максимовской (нежилая) прикрывавший дорогу из Неленьги.

Ход сражения.

1 марта началось наступление Красной Армии. 1-ая группа Раудмеца после интенсивной артиллерийской подготовки атаковала позиции противника, но была отбита. 2-ая группа Лепина из-за бездорожья не смогла дойти до Максимовской и вернулась обратно. Лишь 2 марта она атаковала противника.

В первый же день выявилась неподготовленность войск к наступлению. Пехота не имела приспособлений для резки колючей проволоки, и для расчистки проволочных заграждений пришлось использовать артиллерию, расходуя снаряды. Только в ночь со 2 на 3 марта удалось достичь успеха, было занято Халмино. Вот что об этом вспоминает участник того боя, пулемётчик 156 сп А. С. Быков:

В тихую морозную ночь из Заважья наша колонна шла на подступы к позициям неприятеля. На опушке леса под Холмином колона рассыпалась в цепь но, чтобы овладеть деревней, нужно пройти луг, перейти за Вагу и подняться в гору под огнём противника. Поэтому. Чтобы выбить неприятеля из деревни с меньшими потерями, наша, тогда уже солидная артиллерия, по количеству и. как видно, располагавшая запасом снарядов, открыла беглый огонь по Выставкам и. главным образом, по Холмино. Снаряды непрерывно шипели над нашими головами, и было видно, как разрушались и горели от зажигательных снарядов дома, с целью лишить неприятеля жилья. В результате Холмино было разрушено, соседняя деревня Сумориха полностью сгорела. Укрывшись в спасительном глубоком снегу, цепь медленно, ползком и перебежками, двигалась по лугу. Наш винтовочный и пулемётный огонь вряд ли поражал противника в укрытиях, в то же время снаряды рвались в расположении нашей цепи, нанося существенный урон. В числе других пулемётчиков, выбывших из строя, был убит взводный командир Катышев. Упорно сопротивлялись, как потом выяснилось по убитым, оставшимся при отступлении, были белогвардейцы – у американцев уже не было охоты подвергаться риску. С наступлением темноты огонь ослабел – белогвардейцы отступали, цепь перешла Вагу. К одной из батарей белогвардейцы подогнали лошаей, но увезти орудия им не удалось. Неожиданным огнём, произведённым отрядом команды лыжников под начальством устьважского крестьянина И. С. Денисова, подошедшего с фланга, обслуга орудий и лошади были убиты.[10]

Тут надо отметить, что артиллеристы на самом деле были не американцы, а англичане. У американцев на Севере России не было своей артиллерии. Были это артиллеристы капитана Коллинса, два его горных орудия располагались в Халмино. Подтверждает это и командующий 16 канадской артиллерийской бригады полковник Шарман, упоминавший об этом своём дневнике 3 марта:

…Продолжаются тяжёлые бои на Ваге. 68-я батарея сражалась на близких дистанциях. Атака была отбита с большими потерями для врага, а мы потеряли одну 18-фунтовую и две горные пушки.[11]

Неудачное наступление на остальных участках вынудило командование красных направить часть сил 156 сп на правый берег Ваги с целью отрезать вражеский гарнизон в Выставке от основных сил Важской колонны в Кице. В окружение попали два американских взвода, русские подразделения и канадские артиллеристы.[12] Командование Важской колонны направило сводный отряд для деблокирования окружённого гарнизона, но прорваться ему не удалось. Положение спас Шенкурский эскадрон, пробравшийся лесными тропами к Выставке. Командование красных опрометчиво оставило не занятыми высоты к востоку от Выставки. Эскадронцы установили на них пулемёты и открыли шквальный огонь, по наступавшим красноармейцам принудив их к бегству.[13]

Вот как об этом вспоминал А. С. Быков:

Оставив Холмино, неприятель упорно сопротивлялся на правом берегу Ваги. Деревни Выставки (помниться Большая и Малая) были укреплены блиндажами с пулемётными установками, траншеями и колючей проволокой. С полуночи началась интенсивная бомбардировка с нашей стороны. Многие дома ещё ранее были разрушены, сожжены. Красноармейцы с похвалой отзывались об артиллеристах и их командире Кенигсвальде, который до пота гонял обслугу орудий.

Батальон и несколько пулемётов нашей команды вышли из Холмино; на лугу за стогами сена остался командный пункт и обоз с боеприпасами. Ещё до рассвета между деревнями Кицы и выставки бойцы перешли на правый берег Ваги. Путь отступления неприятелю был отрезан. Наступали по тракту в лоб противнику. Храбрецы пытались, проникнуть за проволочное заграждение, гибли на цепких колючках, коченели в снегу. Сильный огонь из укрытий был преимуществом неприятеля; перестрелка шла до поздней ночи. Заменить поредевшие малочисленные ряды наступающих, резерва не было, окружение пришлось снять…[14]

5 марта командующий русскими войсками Двинского района полковник князь Мурузи докладывал командующему русскими войсками на Севере России генералу Марушевскому:

В боях 1 и 2 марта русские войска сражались выше похвал. Рота Чубашека из 47 потеряла 5 убитыми и 15 ранеными. В Выставке несмотря на то, что были окружены, два дня отбивались, принудив большевиков отступить. Потери большевиков по словам пленных и оставшимся трупам весьма значительны. С 1 по 4 марта включительно большевистские силы атаковали три раза наши позиции на Ваге после сильной бомбардировки силами около 4000 человек. Неприятель употреблял газовые снаряды в большом количестве и открывал огонь по деревням, не занятым нами…

…С 28 февраля по 4 марта в 1, 2 ротах и двух командах убито – 7, ранены – 29, пропали без вести – 7. Большевики выпустили за этот бой не менее 7000 снарядов. Их потери не менее тысячи убитыми и ранеными.[15]

На самом деле количество снарядов использованных артиллерией красных было куда более скромным. Согласно статистике в Шенкурском боевом районе 6-й армии РККА в период с 1 по 15 марта было израсходовано: шрапнелей 514, гранат 1956, зажигательных снарядов 12, ракет 8, химических снарядов 24.[16]

Командование интервентов было довольно итогом оборонительных боёв 1-5 марта, о чём свидетельствует приказ с объявлением благодарности всем войскам Важской колонны:

Объявляю специальный приказ Полковника Пойгнанта М. Ч. Командующего Важской Колонной от 6 марта 1919 года:

«Честь имею благодарить всех чинов вверенных мне войск Важской Колонны за героическое сопротивление оказанное неприятелю.

Особенно благодарю Подполковника Хендерсона и вверенные ему войска гарнизона д. Выставка. Капитана Тайлера и вверенные ему войска гарнизона д. Максимовская, подполковника Хайда и его артиллеристов. За их устойчивость в тяжёлые моменты.

Мною получена телеграмма от Полковника Монфорда Команд. Речной колонны с выражением благодарности и поздравлений по поводу последних боёв.

Мною получена также телеграмма от Полковника Грема, следующего содержания: «Командующий Двинским Фронтом поздравляет Важскую Колонну отбившую все стремительные атаки противника, особенно Подполковника Хендерсона и людей его гарнизона за их храбрость.

Мною получена кроме того от Главнокомандующего всеми войсками Северной Области телеграмма следующего содержания:

«Я лично вполне уверен, что по примеру последних сражений и благодаря устойчивости и храбрости войск Важской Колонны все дальнейшие атаки неприятеля, если бы они были сильнее, будут легко отражены нами».[17]

Упорство в обороне американских солдат оборонявших Максимовскую и Выставку можно объяснить британской пропагандой, уверявшей, что большевики никого в плен не берут.[18]

9 марта после ураганного обстрела, стоившего жизней пяти американских солдат и офицеров, красные вновь попытались взять Максимовскую и Выставку. Однако красноармейцы измученные предыдущими боями массово отказывались идти в атаку. Американские солдаты вспоминали об этом:

…Вражеская пехота была совсем рядом с нашими позициями, настолько близко, что парни в нашем блокгаузе слышали крики большевиков и понимали их значение. Командиры боло приказывали своим солдатам одолеть штурмом склон холма и покончить с нами, но те возражали, мол, слишком замёрзли и отчаянно голодны. Пехота врага не могла понять простой вещи, правила любой атаки: нельзя лежать под огнём неприятеля – это кончается всегда скверно и стоит большой крови. Большевикам следовало бы тогда дружно подняться и, не взирая на наш слабый огонь в упор, одним броском занять наши позиции, решив ситуацию в свою пользу коротким штыковым ударом.[19]

В ночь на 9 марта интервенты и белые оставили выжженную и разрушенную Выставку, отступив к Кице, и на следующий день её заняли красные. Однако никакого значения она уже не представляла.

Неудовлетворительные результаты мартовского наступления обернувшегося большими потерями стали предметом разбирательств командования. Вот что докладывал наштаба Буренин военкомам 6-й армии РККА в своей телеграмме:

«Причины неудач операции и неподчинения некоторых частей приказу следующие: очень хорошие укрепления противника и стойкое сопротивление; в полках и частях отсутствует дисциплина слабый командный состав, что касается 156 полка/ бывший 160,/ который показал своё мужество под Усть-Паденьгой он сильно измотался в первых боях ему пришлось не легко при взятии Наустовской и в последних боях ему дали самую тяжёлую задачу, но в нём было полное отсутствие дисциплины, вся работа велась по товарищески у командного состава с красноармейцами были чисто товарищеские отношения которые привели к тому что солдаты не стали подчинятся приказаниям командиров считая их только за товарищей а не за командиров.[20]

[1][1] Николаев Валерий. Янки в России. Интервенция США и её влияние на ход Гражданской войны 1918-1923 гг. Чебоксары. 2021. С.80.

[2] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 128.

[3] Ральф Альбертсон. Бои без войны (Необъявленная война). Отчёт о военной интевенции на Сенвере России. Нью Йорк, 1920.

[4] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С.140.

[5] Зобнин А. Н. Противостояние. Шенкурский уезд Архангельской губернии 1918-1920 гг. СПб. 2018. С. 416.

[6] Книга приказов 1-го эскадрона Союзно-Русского отряда на 1918-1919 гг. РГВА. Ф. 39830. Оп. 1. Л. 116.

[7] N.R.E.F. 16th Brigade C.F.A.: 67th and 68th Battereis in Nort Russia. September 1918 to June 1919. Toronto: 192? P. 42-43.

[8] Зобнин А. Н. Противостояние. Шенкурский уезд Архангельской губернии 1918-1920 гг. СПб. 2018. С. 312-313.

[9] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 139-140.

[10] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 142-143.

[11] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 141.

[12] Дороти Йорк. Романс роты А./ Алексей Сухановский. Штык решает. War Diary. Фронтовой дневник. Архангельск. 2020. С. 141.

[13] «The History of American Expedition Foghting the Bolsheviki: US Military Intervention in Soviet Russia 1918-1919.» Joel R. Moore, H. Meade, Lewis E. Jahns. 1920. P. 146.

[14] Николаев Валерий. Янки в России. Интервенция США и её влияние на ход Гражданской войны 1918-1923 гг. Чебоксары. 2021. С. 82-83.

[15] Зобнин А. Н. Противостояние. Шенкурский уезд Архангельской губернии 1918-1920 гг. СПб. 2018. С. 317-318.

[16] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 140.

[17] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 144.

[18] Николаев Валерий. Янки в России. Интервенция США и её влияние на ход Гражданской войны 1918-1923 гг. Чебоксары. 2021. С. 82.

[19]Дороти Йорк. Романс роты А./ Алексей Сухановский. Штык решает. War Diary. Фронтовой дневник. Архангельск. 2020. С. 141.

[20] Валерий Николаев. Шенкурский узел. К столетию победы Красной Армии над войсками США в годы Гражданской войны в России. Чебоксары. 2018. С. 146.