Найти в Дзене
Ника Марш

Стокгольмский брак

Карин и Ларс были знакомы с детства, а пожениться решили, когда им обоим исполнилось по двадцать два. Но оплатить торжество и приданое они оказались не в силах, и дали слово друг другу сделать паузу в отношениях. Спустя семь лет ситуация изменилась мало, а Карин с Ларсом устали ждать. Не венчаясь, они поселились вместе, и вскоре стали родителями первенца, Эрика. Такой союз в Швеции XIX века называли «стокгольмский брак».

принцесса Евгения Шведская и Норвежская
принцесса Евгения Шведская и Норвежская

Даже богатые наследницы и потомственные аристократки в королевстве Швеция не могли распоряжаться своим имуществом. Выходя замуж, они передавали приданое мужу, и тут уж всё зависело от порядочности супруга. Пущенные по ветру состояния не были редкостью, да что возразить? Не случайно так популярна стала пьеса «Кукольный дом»: в ней автор очень хорошо показал, что скандинавская женщина того времени – точно кукла. Сначала ею «играют» в семье, потом роль кукловода переходит к мужу.

Закон определял: главная роль жены – хранительница домашнего очага, а такие скучные вопросы как финансы – забота супруга. Но с этим положением вещей в XIX веке уже многие не хотели мириться. Молодые шведки стали всё чаще предпочитать… вообще не выходить замуж.

Даже принцесса Евгения, дочь короля Оскара I Бернадота, личную жизнь предпочла не устраивать:

"Незамужняя жизнь дала мне свободу!" - утверждала принцесса, предпочитая заниматься музыкой, сочинительством, живописью и благотворительностью.

Был еще один важный нюанс в шведском обществе: считалось, что свадьбу полностью оплачивает невеста. Её же семья должна была обеспечить девушку приданым. Если молодая особа выросла сиротой или она происходила из низов, замужество становилось для нее почти невероятной перспективой. На что венчаться, если работаешь горничной и едва можешь позволить себе выходное платье раз в полгода?

К.Томсон "Предложение"
К.Томсон "Предложение"

Вот поэтому-то и стали популярны «стокгольмские браки». Молодые, уверенные в своих чувствах, начинали жить одной семьей, не заходя до этого в церковь. Проще всего это было сделать в крупном городе – там спокойнее смотрели на попрание традиций. А вот в маленьких селах, провинциальных городках, подобное категорически не поощрялось.

Мать «шведского соловья», прекрасной Енни Линд, вышла замуж, когда девочке исполнилось… 14 лет. Анн-Мари Феллборг была учительницей, до этого уже выходила замуж и развелась. А позволить себе второй брак, с бухгалтером Николасом Линдом, долго не могла. Семья жила в Стокгольме, в районе Клара, где такие истории встречались повсеместно.

Мария Шарлотта Эрикссон, актриса королевского театра в Стокгольме, тоже родилась вне брака. Ее мать так и не узаконила отношения с Карлом Ламбертом, а затем и вовсе рассталась с ним. В 1797 году девочке было три года, когда у неё появился официальный отчим, который и дал ей свою фамилию. Впрочем, и этот выбор матери оказался неудачным - Эрикссон оказался человеком ненадёжным, а затем и вовсе ушёл бродяжничать.

Мария Шарлотта Эрикссон (1794-1862)
Мария Шарлотта Эрикссон (1794-1862)

К середине девятнадцатого века от 40 до 50 процентов всех шведских пар из рабочего класса состояли в «стокгольмском браке». Чаще всего, со временем, они все же оформляли отношения по всем правилам. Ведь в противном случае их дети так и оставались незаконнорожденными, и не имели никаких прав на наследство родителей!

От помолвки до женитьбы проходило, в среднем, до восьми лет. За это время некоторые успевали обзавестись тремя-четырьмя детьми. Когда пара устремлялась в храм, ее сопровождали не только родители, но и малыши. Священники были недовольны, но и у них не было рецепта против этого.

Только в 1874 году произошел поворотный момент: был принят закон, который декларировал имущественные права женщин. Отныне они могли сами распоряжаться своим личным имуществом – тем, что досталось им от родителей, и тем, что они зарабатывали себе сами. Теперь девушек не страшила перспектива потерять все, поспешно выйдя замуж. Со временем от них перестали требовать устраивать свадьбу за собственный счет. Финансовая независимость позволила шведкам увереннее смотреть в будущее. Надобность в «стокгольмском браке» пропала.

полотно Ф.Дикси
полотно Ф.Дикси
«Я не только жена, не только мать, не только учительница, но женщина, и я имею право существовать, как таковая», - написала в 1875 году Эбба Гулд Вулсон.

И эту фразу американки подхватывали тысячи женщин по всему миру. В Англии и во Франции, в Швеции и в Германии, они начали отстаивать свои права. Движение набирало силу.

"Я не могу больше довольствоваться тем, что говорит большинство, - говорила Нора, героиня "Кукольного дома", - мне надо самой подумать об этих вещах и разобраться в них".

Кстати, Карин и Ларс Ларссон поженились в 1876 году. На тот момент у них было пятеро детей и собственный магазинчик.

А пьеса Генрика Ибсена "Кукольный дом" в 2001 году была включена ЮНЕСКО в список "Память мира".

А историю шведского соловья, Енни Линд, читайте здесь:

#наука #история #женщины #семейные отношения #свадьба

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!