Будущий легендарный лётчик фашисткой Германии родился в 1916 году в деревушке Конрадвальдау в Нижней Силезии. Теперь это уже не Германия, а территория Польши, доставшаяся ей в результате контрибуций по итогам Второй мировой войны. Деревушка называется ныне по-польски – Грженды, но именно в её окрестностях и провёл детство Ганс-Ульрих Рудель.
Только солдат
Ганс был сыном сельского протестантского пастора Йоханнеса Руделя и его жены Марты. Пасторский сынок был вторым ребёнком в семье (старшей была сестра). Кроме благочестивого образа жизни он ничем больше не выделялся. Даже в сельской школе учился плохо. Куда больше его привлекали идеи нацизма, которые германская власть распространяла среди молодёжи.
Ганс стал членом «Гитлерюгенда», был верен его заветам, являлся активистом молодёжной «Обязательной трудовой службы», занимался спортом (любимыми его видами были лёгкая атлетика и бег на лыжах), а также мечтал стать лётчиком – Воином, который принесёт счастье Германии.
Несмотря на репутацию тупицы, заработанную в школьные годы летом 1936 года, Ганс успешно сдал сложные испытания для приёма на курсы по подготовке офицеров Люфтваффе. В 1937 году он окончил лётную школу под Берлином и тогда же отправился на специализацию в Австрию, под город Грац, где базировались пикирующие бомбардировщики Ю-87 (Ju-87) – «Юнкерс-87». Больше известные как «Штуки».
Что за «Штука»?
Своё обиходное название этот самолёт получил как аббревиатура от немецкого Sturzkampfflugzeug (штурцкампффлюгцойг) – пикирующий бомбардировщик. Первые буквы первого и второго корней в этом сложносоставном слове и стали прозвищем самолёта.
Его можно было бы назвать одной из лучших военных машин Второй мировой, но… Впрочем, оно так и было в самом её начале. Когда-то «Штука» была символом Люфтваффе.
Пикирующий бомбардировщик на самом деле не совсем бомбардировщик. В Советском Союзе этот класс самолётов назывался точнее – штурмовики. Их задача – непосредственная атака сил противника на земле, уничтожение танков, транспорта, пушек и прочей техники. Советский Ил-2 действительно стал легендой. А вот «Штука»… По ходу войны выяснилось, что летает он недалеко и небыстро, к тому же слабо бронирована и очень эффективна только тогда, когда коллеги-истребители обеспечивали полное превосходство в воздухе. В начале войны с этим не было проблем, но потом… Однако вот такая вот «Штука» и сделала Руделя известным.
Ас не на раз, два, три
Ганс-Ульрих Рудель не был гением. В своих мемуарах он говорил, что искусство полёта ему удалось постичь не сразу. Да и в боевые пилоты он выбился не сразу. Начало мировой войны в Польше в 1939 году он встретил как… второй пилот разведывательного самолёта с фотокамерой в руках. «Стрелял» он в Польше только из неё.
В битве за небо Британии вовсе не участвовал, а повышал квалификацию на авиабазе на острове Крит.
Первым геройством Руделя стал в 1941 году советский линкор «Марат», который на портовом рейде Ленинграда поразил бомбой «Штука» немца. Линкор в порту у стенки причала затонуть не может. Уж больно мелко там для такой махины. Орудия, снятые с «Марата», затем защищали блокадный Ленинград. Но за это Ганс получил первый Рыцарский крест и известность. В дальнейшем мы уже не будем описывать все награды этого лётчика и присвоение званий (от курсанта до полковника) из этических соображений. Пусть по количеству наград в гитлеровской армии он уступил только Генрих Гиммлеру. Всё-таки этот человек был непросто отличным солдатом выполнявшим приказы, он оставался убеждённым нацистом до конца своих дней, мечтал и что-то делал для возрождения именно фашистской Германии.
«Танкощелкунчик» на «птичке с пушками»
Имя себе Рудель сделал на Восточном фронте, правда, в совсем уж горячих точках бывал редко. В основном принимал участие в боях на юге Украины и России, над Чёрным морем и Кавказом. Несколько месяцев в Ростове провалялся в госпитале с желтухой. Впрочем, он принимал участие в Сталинградской битве и на Курской дуге. Во время наступления Советской Армии также оставался на южном направлении: прикрывал Балканы. Но уже тогда боевая статистика фашистского аса достигала фантастических показателей. В итоге получилось 2530 вылетов (похоже, рекорд Второй мировой), 2000 единиц боевой техники – это 519 танков, 150 пушек, 70 малых судов, 4 бронепоезда и прочая автотехника. К этому стоит добавить 9 самолётов, крейсер, линкор и эсминец, а также бессчетное количество инженерных сооружений вроде мостов, укреплений, блиндажей и прочего.
Эти цифры вызывают сомнения у специалистов. Тем более, что они опираются только на заявления самого пилота, ставшего для Вермахта ключевой пропагандисткой фигурой. Успехи Ганса, похоже, искусственно преувеличивались. Хотя стоит заметить, что с января 1945 года, когда Гитлер назвал Руделя лучшим пилотом в истории германской авиации и посоветовал ему поберечь себя и больше лично не летать. Ганс сознательно записывал свои победы на счёт эскадрильи, которой командовал, дабы не раздражать фюрера.
Впрочем, Рудель действительно достиг особого мастерства в уничтожении танков. Этому способствовали полёты на модифицированной «штуке», в создании которой он принимал непосредственное участие. Она получила прозвище «Kanonenvogel» (каноненфогель) – «птичка с пушками». Две 37-миллимитровые пушки предназначалась специально для борьбы с танками. «Panzerknacker» (панцеркнакер) – «танкощелкунчик» имел из-за этого вооружение ещё более невыдающиеся лётные качества, зато мог эффективно поражать Т-34, КВ-1, ИС-2 в самую уязвимую с воздуха часть – моторный отсек. Тем более, что заходили на цель «штуки» с тыла. Да и противотанковые модели «Фокке-Вульфов», на которых в конце войны тоже летал Рудель, в том числе.
Любишь летать? Люби и падать!
Секрет успехов Руделя заключался в том, максимально низко «падал» на цель. Этим и достигалась точность. К тому же по слухам на персональных машинах аса устанавливался автомат, который всё равно выводил самолёт из крутого в таком случае пике даже если пилот терял от перегрузок сознание.
Впрочем, Руделя сбивали за войну аж 32 раза. Правда, он гордился тем, что его ни разу не сбили советские лётчики: его «штуку» на землю отправляли только зенитки. Тем не менее в большинстве случаев Гансу удавалось оставаться невредимым. Хотя несколько тяжёлых ранений он получил. Последнее, в 1945 году при переправе советской армии через Одер, было особенно тяжёлым. Зенитка не только сбила самолёта Руделя, но и п̘̙̼е͉͎͜р̪͎̟е̙͔͕р͕͎̝у̪͓б̫̟̟ и̻̙̫л̼͓͎а̝͔͉ ему правую ногу ниже колена.
Тем не менее уже через шесть недель Ганс снова поднялся воздух с помощью специального протеза и устройств-противовесах на рулях. Однако геройства Руделя не спасли Германию от поражения.
8 мая 1945 года Рудель вылетел из-под Берлина на запад, чтобы сдаться американцам.
«Товарищество» «реставраторов»
После освобождения из плена Ганс попытался вести жизнь бизнесмена, осев в западной части Германии. Однако в 1948 году, опасаясь преследования со стороны международного трибунала, перебрался на ПМЖ в Аргентину, где благодаря своей известности стал военным советником у аргентинского военного диктатора Хуана Перона. За Руделем в Аргентину последовала и его жена Урсула, а также двое его сыновей – Ганс-Ульрих и Зигфрид.
В Аргентине Рудель стал одним из основателей «Kameradenwerk» (камераденверк) «Товарищества» - организации, которая помогала всем бывшим нацистам. Причём не только таким, как сам Рудель, не замеченных в военных преступлениях, но и тем, кто совершал откровенно гнусные деяния. При участии бывшего аса в Аргентине выходил журнал «Weg» (вег) – «Путь», в котором Ганс-Ульрих в нескольких своих статьях-памфлетах высказался о том, что он остаётся верен идеалам фашизма и ставит своей целью возвращение Германии её былого величия в прежнем «формате». Ещё большую известность Руделю принесла в эти годы автобиографическая книга «Пилот «штуки», вышедшая в США огромным тиражом.
После смены власти в Аргентине Рудель перебрался под крылышко парагвайского военного диктатора Альфредо Стресснера. Впрочем, и в Аргентине, и в Парагвае он всегда был публичной персоной, занимаясь к тому же бизнесом, так как являлся представителем известных западногерманских промышленных фирм.
Самолёты над могилой
Ещё до возвращения на родину Рудель был одной из главных фигур в политической жизни ФРГ, так как фактически возглавлял крайне правое крыло реваншистов. Однако все его попытки добиться для своих сторонников какого-то серьёзного политического веса успеха не имели. Возвращение в ФРГ было тихим и спокойным. Однако откровенные высказывание Ганса-Ульриха порой изрядно колыхали политическую жизнь Западной Германии. Здесь, кстати, после развода с первой женой Рудель женился во второй раз. И снова на женщине по имени Урсула, которая родила ему третьего сына – Кристофа.
Похороны фашистского аса, умершего от сердечной недостаточности, 22 декабря 1982 года вызвали скандал. Дело в том, что в момент прощания с умершим, над его могилой пролетела тройка самолетов германского Бундесвера. Поднявшуюся волну возмущения общественности военное министерство успокоило тем, что это простое совпадение: самолёты выполняли обычные учебные полёты. Но кто в это поверил? Так военным ФРГ всё-таки удалось отдать дань уважения, если уж не нацисту, то хотя бы выдающемуся военному лётчику.