Найти в Дзене
Игорь Орлов

Как жесткая религия помогла стать человечным? 3 открытия Эверетта Шострома.

Оглавление

Неудачи не ограничивают, но позволяют найти хорошие решения. Если человек ищет решения, то и Бог помогает.

Эверетт Шостром (1921-1992), известный американский психолог, председатель гуманистического направления Американского психологического общества, автор книг и опросников, поделился историей своих жизненных открытий.

Открытие первое.

Он родился в штате Иллинойс, северо-запад США. Родители любили его. Во время учебы его отдали в воскресную школу, фундаменталистского плана, с жестким регламентом жизни. Там прививали воспитание по типу «Нельзя», запретов. Нельзя развлекаться, нельзя делать то-то и то-то. Эверетт был покладистым учеником, учился хорошо. Но такая система норм вызвало в нем неприятие. Мальчик замечал, что Бог бывает хорошим, только когда он подавляет себя, послушно следуя этим самым «нельзя». Такой образ Бога был внедряем в его сознание воспитанием. Эверетт представлял Бога этаким давящим существом, которому надо подчиняться и только тогда ты хорош.

Когда он пошел учиться в университет Иллинойса, то применял эти навыки. Удивительно. Он заметил, что преподаватели ставили ему выше оценки, когда он был «покорным», «попираемым». Эверетт мог бы усвоить эту истину по жизни и остаться в этом открытии на всю жизнь. Но что-то в душе звало его дальше в путь, к новым открытиям. Видимо, душа была живой, ищущей.

Он посчитал, что такой образ Бога обманчив, а покорная жизнь, даже если она и приносит прибыли – не приносит удовлетворение душе. Поиск продолжился.

Открытие второе.

После университета, Эверетт попал в школу офицеров в штате Джорджия. В ней он тоже успешно использовал модель поведения «попираемого». Это приносило успех. Видимо, в жестких тоталитарных системах (государствах, компаниях, учебных заведениях и т.д) такая модель проходит как успешная. Но только в таких системах.

Вскоре жизнь дала ему новые испытания и открытие. Он участвовал в боевых действиях за Балдж. На своем опыте Эверетт заметил, что если относишься к солдату не как к вещи, не как к пушечному мясу, а как личности, то солдат способен выполнять более сложные, ответственные и творческие задания. Эверетт применял такой подход и это более откликалось его душе.

После службы в армии он продолжил учебу в аспирантуре Стэндфордского университета. Там он столкнулся совсем с другим подходом, чем в университете Иллинойса. Здесь к нему относились как к личности, уважали. Ему не надо было быть «попираемым», чтобы достичь целей. Здесь сама система была более открытой, творческой, гуманистической.

Эверетт познакомился с прекрасными учителями гуманистического направления: Карлом Рождерсом, Абрахамом Маслоу, Фрицем Перлзом. Он учился на их курсах, работал с ними, брал их наставничество, проходил у них сессии психотерапии, полезные для его души.

Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог, один из создателей гуманистического направления в психологии
Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог, один из создателей гуманистического направления в психологии

Абрахам Гарольд Маслоу, американский психолог гуманистического направления, известен открытием "пирамиды мотивации Маслоу". Изучал феномены самоактуализации личности (фото из Яндекс Картинки)
Абрахам Гарольд Маслоу, американский психолог гуманистического направления, известен открытием "пирамиды мотивации Маслоу". Изучал феномены самоактуализации личности (фото из Яндекс Картинки)

Фредерик (Фриц) Саломон Пёрлз, немецкий врач - психиатр, основатель метода гештальт-терапии (обретение жизненной цельности) (фото из Яндекс Картинки)
Фредерик (Фриц) Саломон Пёрлз, немецкий врач - психиатр, основатель метода гештальт-терапии (обретение жизненной цельности) (фото из Яндекс Картинки)

Эверетт открыл для себя, что если ты становишься естественным, живым, открытым человеком, то воспринимаешь жизнь по – другому: с доверием. Открываются новые ее возможности. Все зависит от состояния твоей души и это состояние можно и нужно улучшать, чтобы жить лучше. Здесь, в земной жизни, среди самых разных людей.

Открытие третье.

Эверетт, обучившись у своих учителей, защитив диссертацию, сам стал писать книги, разрабатывать опросники, вести сессии развития. У него появилась своя клиентура.

Он заметил на практике, что если ты отстраняешься от людей, своих клиентов, пытаясь защитить душу от посягательств, то обретаешь их недоверие. Люди не терпят бездушие, формализм, безразличие.

Но очень и очень тяжело включаться в переживания других людей, разделять с ними боль, вникать в их проблемы, думать с ними вместе, вовлеченно. Непростое испытание.

Но только так можно построить правильные отношения: доверительные, длительные. Шостром критикует подход Дейла Карнеги в своей известной книге «Анти-Карнеги или человек – манипулятор», говоря, что не надо завоевывать людей, производить впечатления, пытаться продать любым способом что-то. Даже если это приносит прибыли финансовые, то ведет потом к серьезному душевному опустошению.

«Что толку завоевать весь мир, а душе своей повредить?» - думает Эверетт над евангельской фразой.

Стоит вовлекаться, быть с людьми, быть человечным – так открывается Шострому.

Эверетт заметил, что часто люди, обращающиеся за помощью к психологу (священнику, другому специалисту) проецируют на того все свои идеальные ожидания, желания – считая его спасителем, волшебником, великим решателем. Нередко это оказывается самообманом и оборачивается разочарованием. "Царство Божье внутри", а не в другом. Надо его бережно раскопать, обнаружить и оживить.

Эверетт опытно увидел, что не роль «гуру», «совершенного», «великого» спасительна, когда ты пытаешься помочь другому. Но умение быть собой, признавать свои слабости и учитывать слабости и несовершенства других людей, вникать в людские запросы, отвечать на них, ища совместные решения. Именно такой подход оказывается самым действенным. Человечным.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.