Найти тему
НУАР-NOIR

Криминальный фарс, беззаботная маска зла и тело в оркестровой яме

-2

Обычно, когда говорят о фильме Дарио Ардженто «Четыре мухи на сером бархате» (1971), ограничиваются упоминанием того, что это была завершающая часть «животной трилогии» (ранее сняты «Птица с хрустальным оперением» и «Кошка о девяти хвостах»), которая вознесла итальянский пугающий субжанр джалло на уровень неимоверной популярности.

И все рассматривают упомянутую кинокартину весьма серьезно, пытаясь найти в ней какие-то скрытые психологические мотивы, заимствования из великих режиссеров, создание некой замкнутой конструкции в рамках трилогии (ибо в ленте есть и птица, и кошка)

Однако сам Ардженто создавал криминальный фарс, своего рода пародию на самого себя, если угодно, самого себя будущего, то есть пытался создать нечто нелепое, но увлекательное в рамках стилистически ограниченного пространства. По этой причине внешне серьезная фабула была приправлена огромным количеством явно комедийных вставок.

Если говорить о «обстоятельной части» сюжета, то тут всё несколько банально. Музыкант, играющий на ударной установке, случайно убивает человека. И момент трагедии был запечатлен незнакомцем на фотопленку. Тот начинает слать угрозы и компрометирующие фотографии. Однако не шантажирует, не требует денег, а начинает устранять знакомых главного героя одного за другим.

Уже в сцене «тайной фотосъемки» чувствуется некая ирония, так как злодей облачен в нелепую веселую маску. Что дало начало использования подобного элемента в мрачном кино. Не маски вообще, а забавной маски, как некого противовеса пугающим событиям («Крик», «Счастливого дня смерти» и т.д.)

Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)
Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)

Собственно комедийность происходящего на экране становится очевидна, когда в действие был введен персонаж Бада Спенсера, которого зовут Готфрид, но все предпочитают сокращать имя и получается Гот (Бог), что того крайне возмущает. Именно он рекомендует несчастному ударнику своего приятеля в качестве сыщика.

Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)
Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)

Тему демаскулинизации частного детектива, как привычного персонажа криминального кино, надо рассмотреть отдельно. Таковых в фильме целых два. И оба крайне нелепы. Один напоминает Паниковского из «Золотого теленка». Сходство очевидно в проникнутой иронией сцене посещения выставки ритуальных услуг.

Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)
Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)

Второй детектив обладает странными манерами, своего рода «радужными ужимками», при этом подчеркивает, что «прошлые восемьдесят дел он не раскрыл, но рано или поздно это должно прекратиться». К слову сказать, именно первое раскрытое дело ему стоило жизни.

Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)
Кадр из фильма «Четыре мухи на сером бархате» (1971)

Ещё была тема незадачливого почтальона, которого вечно принимали не за того. И апофеозом нелепости становится попытка увидеть «отражение» в глазах погибшей, что дает изображение четырех мух, которые вынесены в заголовок фильма. Наш совет – смотрите этот фильм как комедию.