Найти тему
NOIR

Такое сотворить могли только русские: Как всего один маневр русской армии до смерти перепугал Шведов и заставил их сдаться

«Я не могу совершить такой шаг. Это погубит всю армию. Безумный план. Абсолютно, безумный. Нет, на такой риск я не пойду», – так размышлял Барклай-де-Толли, стоя на финском берегу Ботнического залива. От противоположного, шведского, его отделяла всего-то сотня километров – не расстояние для русской армии. Но чего боялся генерал? И почему он был готов на столь дерзкий шаг – ослушаться прямого приказа?

Барклай-де-Толли
Барклай-де-Толли

А ведь Михаил Богданович Барклай-де-Толли был одним из самых прославленных военачальников в истории России. Он отличался врожденным хладнокровием, умел не замечать обид и скрывать горечь поражений. Генерал был уверен – эмоции могут навредить делу его жизни – службе Родине. Лишь однажды этот железный человек дал слабину – зимой, 1809 года, перед решающей битвой русско-шведской войны.

За свою многовековую историю Россия 11 раз воевала со Шведами. Самый известный конфликт – это Северная война начала XVIII века, которую Петр I вел против Карла XII. Итог двадцатилетних ожесточенных сражений навсегда вошел в историю нашей страны, как крупнейшая победа первого российского императора. После Петра со шведами пришлось померяться силами его дочери Елизавете, потом Екатерине Великой. И вот очередная война, очередная кровь. Станет ли она последней? Несмотря на череду побед над Швецией, этот сосед России еще долго оставался сильнейшим государством северной Европы и одним из главных противников Петербурга.

К началу XX века страны оказались в двух враждующих лагерях. Россия подписала мир, пусть и шаткий, с наполеоновской Францией. А Швеция примкнула к Британии и пустила в свою акваторию английские корабли, нарушив прежнее соглашение с Россией. Тогда Александр I был вынужден объявить шведскому королю Густаву IV войну».

-2

Граница между Швецией и Российской империей в то время находилась всего в 20 км. от северной столицы. Предвидя удар по столице, русские начали свое наступление по территории нынешней Финляндии, тогда принадлежавшей Шведскому королевству. И вскоре, всего через 3 месяца после войны, заняли Свеаборг – крупнейшую крепость Финляндии на пути к Стокгольму. Шведам оставалось только одно – отступать.

А это значит, весной, отдохнувшие шведские войска, непременно предпримут попытку вновь взять под свой контроль территорию Финляндии, где на их стороне выступят местные партизанские отряды. А протянувшееся больше чем на 1000 километров побережье Финляндии невозможно полностью закрыть от высадки шведского десанта. Считай войну придется начинать заново. А в условиях сомнительного мира с Францией, затяжное противостояние со Швецией, могло поставить под угрозу само существование Российского государства.

Войну с северным соседом нужно было выигрывать во чтобы то ни стало, и как можно скорее. Было ясно одно – шведа нужно победить одним мощным ударом. Но как? Войскам двигаться на Стокгольм по заснеженной стране слишком долго и тяжело. Путь по морю, конечно, ближе, но плыть нет возможности – Ботнический залив скован льдом. Ситуация патовая. Но, как гласит восточная мудрость: «Если у тебя всего два пути, ищи третий». В начале 1809 года у российских генералов родился невероятный по своей дерзости и фактически безумный план».

Русским войскам необходимо было преодолеть более сотни километров на своих двоих по смертельно опасному льду Ботнического залива. Этот залив в ширину от 100 до 200 километров. Его протяженность практически 800 километров меж берегов современной Финляндии и Швеции. Самая узкая его часть – пролив Кваркен, в ширину 75 километров. А ведь на Балтийском море постоянно бушуют зимние штормы, которые в момент могут взломать тонкий лед и утянуть на дно всю армию. Неимоверный риск.

Вильгельма фон Буксгевден
Вильгельма фон Буксгевден

Контингент русских войск в Финляндии находился тогда под командованием Фридриха Вильгельма фон Буксгевдена. .Он был прибалтийским бароном и прямым основателя Ордена Меченосца, некогда сражавшийся с войсками Александра Невского. Буксгевден был полководцем с большим опытом, однако, даже он испугался. Александр I трусости не терпел, и тут же распорядился заменить Буксгевдена. Выбор пал на еще одного иностранца – генерала Кнорринга.

Богдан Кнорринг – опытный офицер, прошедший школу самого Суворова на такой риск идти был не готов. Правда, опасаясь царского гнева, он начал юлить. Противясь безумному плану, он начал придумывать всякие отговорки: то, мол, войска устали, то провизии не хватает».

А ведь затягивать войну в условиях северной зимы для России равносильно проигрышу. Чем больше ждешь, тем больше сил набирает противник. Трудно представить себе, что испытывал Кнорринг, поставив на одну чашу весов возможность потерять свою армию во льдах Балтики, а на другую – поражение России. Его не пугали противники, но силы природы, неподвластные человеку – дело другое. В итоге Кнорринг дотянул практически до конца зимы. Только в феврале 1809 года он сознался, что не готов пойти на риск и попросил об отставке.

Богдан Кноринг
Богдан Кноринг

Александр I был в ярости. Столько времени было упущено. Российский монарх назвал поступок главнокомандующего бесстыдным. Чтобы вытолкнуть войска на лед, выслал к войскам военного министра Алексея Аракчеева, дав ему, при этом, неограниченные во всей Финляндии полномочия. «Усердие и твердость русских войск все преодолеют», – сказал Аракчеев. И, действительно, заставил ступить российскую армию на тонкий лед. Но, не слишком ли поздно?»

Алексей Андреевич Аракчеев происходил из обедневшей дворянской семьи из Новгорода. В учебники вошел, скорее, как одиозная личность. Современные либеральные историки припоминает ему излишнюю любовь к военной муштре, называя его «дубинкой царя Александра». И, действительно, только Аракчеев, от природы обладал решительным и жестким характером и мог заставить подчиненных исполнять любые приказы монарха. Даже тот, который казался абсолютно безумным.

Аракчеев был не просто государственным деятелем, он был еще и великолепным полководцем. Прибыв в Финляндию, Алексей Андреевич не только проводил жесткую волю императора, он еще обеспечил армию всеми необходимыми припасами. А их доставка через заснеженную и откровенно враждебно настроенную Финляндию, была крайне затруднительна».

-5

Кроме пороха и боеприпасов, каждому солдату выдали до этого непредусмотренные уставом меховую шапку и полушубок, валенки и даже специальную безрукавку из овчины которую надевали под шинель. Более того, всем солдатам выдали дополнительно водки и сала. Лошадей, по указу Аракчеева, подковали особыми зимними подковами. Артиллерийские орудия установили на лыжи, а на каткахпушек выбили специальные насечки чтобы в случае если придется вести огонь, пушки не скользили.

В конце февраля 1809 г. русская армия была готова к феноменальному марш-броску сквозь застывшую морскую пустыню. Оставалось сделать первый шаг и уйти за морозный горизонт навстречу основным силам шведов – уже усиленным и перегруппированным. Вот только, доберутся ли русские войска до вражеского берега или уйдут на дно ледяного Ботнического залива? [Продолжение читайте во второй части по ссылке ниже]