Шоссон – позабытое французское боевое искусство, которое было положено в основу более совершенных и популярных систем.
Выражение «французский бокс» у многих ассоциируется со своеобразной разновидностью кикбоксинга, где бойцы в оригинальной форме, наносят друг другу виртуозные удары ногами. Но не все знают, что французский бокс возник не на пустом месте, а явился результатом слияния национальных боевых искусств Франции - шоссона и савата. И сегодня этот спорт, фактически, вытеснил и ту и другую систему. Хотя, зачастую названия «французский бокс» и «сават» используют, как синонимы.
Шоссон появился на юге Франции, в Марселе и его окрестностях. Как и любой другой портовый город, Марсель издавна был веселым и шумным. Многочисленные злачные места были переполнены моряками, и, разумеется, там не обходилось без потасовок. В таких условиях стали возникать различные системы боя. Со временем, марсельские матросы создали единоборство, сильно отличающееся от всего, что в ту пору было в ходу в Европе. Кстати говоря, шоссон использовали не только для серьезного выяснения отношений, но и в качестве активного развлечения во время долгих плаваний.
Хотя, существует версия, что родина шоссона – не один французский порт, а чуть ли не все Средиземноморье, включая даже Северную Африку. Еще одна гипотеза предполагает, что шоссон- это наследник французской фехтовальной традиции, широко применявшей, в том числе, и удары ногами.
Его визитной карточкой были высокие удары ногами – в живот, грудь, голову. Помимо ног, в шоссоне били и кулаками, но это была не столь распространенная техника. Новый стиль боя прозвали «марсельской игрой», и, по сравнению с саватом, это было гораздо более мягкая, щадящая дисциплина.
Вообще,оба боевых искусства похожи на братьев, один из которых –сават – оказался более грубым и напористым, в отличие от мягкого шоссона, который послушно остался в его тени. Впрочем, и сам грубиян довольно скоро исчез, уступив место новому явлению.
Шоссон попал в Париж в 20-х гг. 19- го века, и быстро стал набирать популярность. Значительно уступая савату как боевое единоборство, шоссон пришелся по душе богатой и обеспеченной публике – всем тем, кто был не прочь испытать себя, но не хотел рисковать сломанными ногами. Изнеженным парижанам, в отличие от обитателей столичного дна, не нужно было жесткое и опасное боевое искусство. Их вполне устраивала изящная «марсельская игра».
Залы, где обучали шоссону, были весьма респектабельны. Для того, чтобы не повредить дорогой паркет на полу, тренирующиеся использовали специальную обувь без каблука на мягкой войлочной подошве. Называлась она шоссон – «мягкая туфля», «тапочек». А на руках начали появляться мягкие перчатки - это уже чтобы не обезобразить физиономии. Вот так парижская элита и начала осваивать единоборство, которое никогда не использовалось в темных подворотнях.
Приблизительно в те годы, известный мастер и опытный боец Мишель Кассо предпринял попытку систематизировать сават, для чего опубликовал пособие, сделавшее его знаменитым. А уже его ученик, Шарль Лекур, положил начало «облагораживанию» жестокой уличной драки, превратив ее в высокое искусство.Он ввел термин «французский бокс», который быстро превратился в благородный спорт для знатных особ.
Да, это было уже не боевое единоборство, способное защитить жизнь в трудный момент, но такая цели и не ставилась. Объединив техники шоссона и савата, Лекур создал принципиально новую дисциплину. С той поры название «шоссон» стало сходить на нет, а «сават» все чаще заменялось на «французский бокс».