Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Контрасты в работе Вилена Дворянчикова «Вести»

Оглавление

Вилен Дмитриевич Дворянчиков — мой земляк. Он родился 5 мая 1934 года в Ельце. Учился в Елецком художественном училище, окончил Московское художественное училище Памяти 1905 года. С 1958 года жил и работал в Липецке и был одним из создателей Липецкой организации Союза художников России.

Дворянчиков Вилен Дмитриевич (1934 - 2010). Вести. 1979 г.
Дворянчиков Вилен Дмитриевич (1934 - 2010). Вести. 1979 г.

Большую известность Вилен Дмитриевич получил как живописец, вдохновенно изображавший своих земляков. Его полотна, посвященные работникам Новолипецкого металлургического комбината, экспонировались с 1962 года на многих выставках страны.

А теперь рассмотрим картину «Вести» на предмет контрастов. Известно, что живопись построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом. Так на двухмерной плоскости рождается иллюзия глубины. Итак, давайте разберём, как эту задачу решил Вилен Дворянчиков.

В живописи различают семь видов контрастов

Цветовой контраст

Цветовым контрастом будет любое соседство по-разному окрашенных пятен. Колорит «Вестей» состоит из синего утреннего воздуха и отдельных всполохов света.

Температурный контраст

Всё цвета радуги делятся на тёплые и холодные. Зимнее утро у Вилена Дмитриевича написано холодными синими оттенками, на фоне которых газетный киоск выглядит источником согревающего жёлтого света. Уж не знаю, хороши ли были новости той зимы, но в очередь за газетой встать хочется.

Контраст дополнительных цветов

Известный теоретик искусства Йоханнес Иттен составил такой цветовой круг, где напротив лежащие цвета являются дополнительными, т. е. максимально подчёркивают яркость друг друга. Три основные пары — красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый. Этот контраст используется здесь на полную мощность: на фоне фиолетово-синей среды жёлто-оранжевый свет резко выделяется.

Контраст по насыщенности

Эта характеристика — отличие цвета от серого. Приглушённые оттенки использованы мастером лишь в самых глубоких тенях. Утро, чувства обострены, силы не растрачены... Вот и бежит мальчишка без шапки, а главный герой не застёгивает верхней одежды. К слову, этот человек, отходящий от киоска и сжимающий в руках газету, очень похож на автора. Возможно, что перед нами автопортрет.

Контраст по светлоте

Холст пронизан отражённым светом от снега, который покрыл весь город (мой город!). Максимальной темноты нигде нет, картина в целом светлая.

Контраст по размеру цветового пятна

Маленькие тёплые пятна света создают атмосферу ожидания. Скоро рассвет, снег ослепительно заблестит на солнце, искусственные источники света выключат... Будет день...

Контраст, которого нет

Его ещё называют симультанным. Суть в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому жёлтый свет киоска кажется более оранжевым из-за соседства с синей средой.

И о новостях

Картина датирована 1979 годом, поэтому у нас есть два варианта зимней повестки. Если картина написана в декабре 1978-го, а дата поставлена уже в январе 1979-го, то в газете может быть прогноз об аномальных морозах зимы 1978-1979 годов. Этого мороза ещё нет (ведь люди ещё не кутаются от холода), но он скоро стукнет, и об этом пишут в газете. Либо там анонс февральской Олимпиады 1980-го года, и на картине декабрь 1979-го. Если у вас есть ещё предположения о новостях, то напишите мне их в комментариях!

Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.